Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников

Образование и воспитание » Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ » Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников

Страница 2

Усвоение склонения существительных среднего рода происходит несколько позднее и с большим трудом. Установлено, что в отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями и более продолжительное время - с безударными. В среднем возрасте дети не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания I и II склонений. Встречаются случаи "двойного" склонения одного и того же слова, в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже. Исследования Захаровой показывают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.

А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя речи.

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (1 год 3 месяца - 1 год 10 месяцев).

Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяце - 3 года).

Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года - 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередования в основах.

Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:

Осознать те физические и социальные явления, информация которых передаётся при помощи языка.

Уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.

Трудность и постепенность усвоения грамматического строя речи объясняются несколькими причинами:

особенность возраста;

закономерности усвоения морфологической и синтаксической сторон речи;

сложность грамматической системы, особенно морфологии.

Психологические основы развития речи раскрывают некоторые её направления: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложения по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка. Ребенок практически осваивает, в основных чертах, типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола, детенышей и других).

В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы:

медведь - мишульчик; тигр - тигричек;

слон - слонишка; крокодил - крокодильчик;

зебра - зеберчик; лось - лосик;

жираф - жирафчик; кролик - кроличек и т.д.

Языковое поведение ребенка, в данном случае, показывает, что за словом он видит реальный предмет. Так, если взрослая особь - большое животное (лось), то его детеныш - маленькое животное (лосик), но если взрослая особь - небольшое животное (муха), то его детеныш - тоже небольшое животное, то есть тоже "муха". В этом случае нужда в уменьшительном суффиксе отпадает - муха и так маленькая.

Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам. Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям.

Наряду с ориентировкой на смысл слова, на обозначающую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения.

Ориентировка на звуковую форму слов выражается не только в стихосложении. Уже младшие дошкольники начинают изменять слова, учитывая исходную форму. В зависимости от того, как ребенок произносит слово в именительном падеже, он будет изменять это слово и по остальным падежам. Произнося слово "ограда", например, ребенок изменяет его по первому склонению, а произнося это слово как "оград", изменяет его по второму склонению.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успеш ...

Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи
Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и ...

Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Задачи деятельности педагога-психоло ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru