Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах.
В настоящее время в нашей стране игровые методы получили широкое распространение как эффективное средство обучения, особенно профессионального.
Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, которая разработана профессором А.А. Вербицким.
Известно, что формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные трудности. Прежде всего эти трудности связаны с необходимостью сочетать два разных типа деятельности — учебную и профессиональную. Переход от первой ко второй требует длительного процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что предполагает не только умения применять знания, но и владеть навыками социального взаимодействия и общения в системе этой профессии. Традиционные методы обучения неспособны решать эти проблемы.
Цель — усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач:
1) иллюстрация профессиональной ситуации;
2) понимание сущности ее (причин проблемы, мотивации поведения участников и др.);
3) формирование навыка принятия решений.
Теоретические положения полезно отделять от иллюстрирующих примеров пространственно.
Учебные задачи в преподавании психологии
Понятие «задача» широко используется в психологической науке.
Задача - это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу.
Учебной задачей будем называть задачу, специально подобранную или сконструированную для целей обучения.
Задание понимается нами как требование выполнить какое-то действие. У задания менее строгая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, выполнить какое-то действие и т.д.
Исследователи мышления, интеллекта (Р. Кеттелл, А. Бине, Дж. Гильфорд и др.) считали наилучшим способом побудить человека думать постановку перед ними задач.
Классификация учебных задач
Одна из известных в науке классификаций учебных задач принадлежит Д.Г. Толлингеровой (18). Она выделяет 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам:
задачи на воспроизведение знаний;
задачи на простые мыслительные операции;
задачи на сложные мыслительные операции;
задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;
задачи на продуктивное мышление.
Представляет определенный интерес и классификация учебных задач Г.А. Балла (5). В зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, выделяется 5 видов:
1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.);
мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.);
имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;
мнемические задачи (запомнить, вспомнить .);
коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).
Таблица классификации учебных задач при обучении психологии
№ |
Группы задач |
А |
Б |
В |
А |
Задачи овладения учебной информацией |
Прямые вопросы |
Косвенные (мыслительные) |
Задачи-проблемы |
Б |
Задачи профессиональные |
Прямые вопросы |
Косвенные (мыслит.) |
Задачи-проблемы |
Полезная информация: