Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него направлениям подготовки производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего заведения лицензии, например, в данный момент в ПАГСе лицензируемы все (количество) специальности и в тоже время проходят лицензирование направления подготовки – бакалавриат и магистратура.
Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности, разрабатываются, принимаются и реализуются высшим учебным заведением самостоятельно.
Основная образовательная программа вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты профессионального образования утверждаются не реже одного раза в десять лет, тем самым было подтверждено, что стандарты второго поколения действуют по меньшей мере до 2010 года.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ «Об образовании» образовательные программы подразделяются:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- профессиональные (основные и дополнительные).
Одним из видов профессиональных программ являются программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры.
Основные профессиональные образовательные программы включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Комплекс документов, определяющих содержание образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки, представлен:
- рабочими учебными планами специальностей и направлений подготовки;
- учебно-методическими комплексами дисциплин и программами практик;
- требованиями к промежуточной аттестации;
- программами государственных экзаменов и критериями оценки выпускных квалификационных работ;
- средствами диагностики.
Рабочие учебные планы (приложение 4) являются основными документами при планировании учебного процесса.
Рабочие учебные планы по направлениям подготовки и специальностям (на полный нормативный срок обучения), специализациям, составлены на основе ГОС, утверждены Ученым советом академии, прошли экспертизу соответствующего Учебно-методического объединения.
Рабочий учебный план по направлению подготовки или специальности рассчитывается на весь период обучения и является универсальным документом, предназначенным для реализации ГОС ВПО или СПО.
Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить:
последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности;
рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиции равномерности учебной работы студента;
эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза.
Обязательными элементами рабочего учебного плана являются: график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени в неделях и план учебного процесса, включающий в себя перечень, объем и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.
В графике учебного процесса с помощью условных знаков отмечаются учебные недели с разбивкой по месяцам, отводимые на:
теоретическое обучение;
текущую аттестацию (экзаменационные сессии);
итоговую аттестацию, в том числе государственные экзамены и подготовку ВКР;
практики;
каникулы.
В сводных данных по бюджету времени указывается суммарное количество недель с разбивкой по месяцам (в рабочих планах) и по годам обучения (в типовых планах), отводимое по стандарту на вышеназванные виды работ и каникулы.
При составлении графиков учебного процесса необходимо учитывать, что учебный год начинается с 1 сентября, а заканчивается, как правило, 31 августа и составляет 52 недели.
Учебные планы программ высшего профессионального образования определяют сроки обучения:
- по специальностям: очная форма на базе среднего общего (полного) образования – 5 лет, заочная форма на базе среднего общего (полного) образования – 6 лет.
Полезная информация:
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...
Нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездух ...
Виды музыкальных игр и их использование в классах коррекции
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с ЗПР. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности. В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с ЗПР по ...