Общая характеристика испытуемых

Все дети, воспитывающиеся в детском доме, на протяжении первого года жизни пережили ряд тяжелых заболеваний, среди них рахит 1-2 степени, двухсторонний отит, пневмония, бронхит, анемия, ангина, краснуха, ветряная оспа, ОРВИ, грипп и др. У 88% детей матери или оба родителя страдали алкоголизмом.

Изучение анамнестических данных показало наличие патологических факторов, воздействовавших в пренатальный, катальный и постнатальный период, у 80% учащихся, воспитывающихся в детском доме, отмечались осложнения антенатального периода: токсикоз беременности, угрожающий выкидыш, резус-конфликт,- соматические и инфекционные заболевания др. В 100% случаев у воспитанников детского дома наблюдался множественный характер осложнений раннего онтогенеза.

Изучение данных о развитии речи детей выявило у 70% воспитанников детского дома и лишь у 10% учащихся общеобразовательной школы (контрольная группа) задержку в появлении гуления, лепета, первых слов и фразовой речи; у 90% учащихся экспериментальной группы и у 20% учащихся контрольной группы отмечались нарушения произношения большого количества звуков после пяти лет.

Наиболее распространенными дефектами звукопроизношения воспитанников детского дома являлись замены (звук «р» заменялся звуками «рь» или «л») и смешения близких по артикуляции звуков (как правило, смешивались шипящие и свистящие звуки). Наблюдались также искажения звуков.

Устная речь характеризовалась аграмматизмами в виде неправильного согласования слов в предложении и искажения падежных окончаний. Нередко наблюдались затруднения в поиске нужного слова при назывании предмета или понятия, заведомо известного ребенку. Словарный запас был ограничен в объеме, причем активный – в большей степени, чем пассивный. Наиболее сложным являлось обозначение пространственных, временных и других отвлеченных понятий. У многих детей было затруднено использование в речи грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения. Обнаруживались затруднения в фонематическом анализе, особенно в его сложных формах; фонематическое восприятие характеризовалось нечеткостью и диффузностыо.

Речь учащихся начальных классов, воспитывающихся в условиях детского дома, отличается сложностью речевых нарушений, большой распространенностью нарушений речи. Так на момент обследования воспитанники детского дома с нормой психического развития имеют 70% ОНР III уровня, 20% – IV уровня, 10% – ФФН.

У испытуемых контрольной группы на момент обследования отмечается 30% детей с ОНР IV уровня, 37% – с фонетическими нарушениями, 17% с ФФН.

У отдельных детей наблюдались незначительные нарушения в моторной сфере: замедленный темп движения руки и неточность движений. В речевой моторике отмечался повышенный тонус, неполный объем артикуляторных движений.

У некоторых воспитанников детского дома отмечались нарушения в эмоционально – волевой сфере: эмоциональная неустойчивость, отсутствие интереса. Характерным для них являлась недостаточная целенаправленность при выполнении практической и интеллектуальной деятельности, быстрая утомляемость, отказ от деятельности.

В целом, учащиеся младших классов, воспитывающиеся в условиях депривации, характеризовались следующими особенностями:

- в анамнезе учащихся отмечалось наличие комплекса патологических факторов, воздействовавших в разные периоды развития;

раннее речевое развитие детей было замедленным и нарушенным;

устная речь детей характеризовалась аграмматизмами, ограниченным словарным запасом, затруднениями фонематического анализа, различными расстройствами произносительной стороны;

у большинства детей отмечались особенности мышления, внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительно моторной координации, психомоторики;

у некоторых учащихся отмечались отклонения в эмоционально-волевой сфере.

Полезная информация:

Современное понимание темы отцовства на европейском уровне
В городе Гетеборге (Швейцария) проходил европейский семинар, посвящённый отношениям мужчин в семье. Шведские социологи проинтервьюировали 32 семьи по поводу их отношений к семейной жизни. Оказалось, что результаты этого исследования не соответствуют общепринятым стереотипам понимания отношения мужч ...

Средства обучения в дистанционном образовании
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий. Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-тех ...

Подготовка мастера производственного обучения к занятиям
Подготовка мастера к занятиям начинается задолго до того, как он получает группу. Для подготовительного периода обучения нужно подготовить альбомы различных видов стежков, швов и некоторых узлов деталей, раздаточный материал для учащихся. Мастера производственного обучения под руководством старшего ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru