Историческое развитие дистанционного образования

Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в передаче информации независимо от места и времени ее возникновения, т. е. появилась потребность в дистанционном обучении. Так, например, наскальные рисунки, оставленные первобытными людьми, можно рассматривать как определенные элементы дистанционного обучения.

Вся история существования и развития человеческого общества неразрывно связана с вопросами создания, передачи, переработки и хранения информации. Можно выделить несколько информационных революций, связанных с существенными преобразованиями общественных отношений вследствие кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Этот качественный скачек в обработке информации привел к возможности передачи знаний от поколения к последующим поколениям.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило способы хранение, обработки и передачи информации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.

Можно предположить, что прообразом современного дистанционного обучения является так называемое «обучение по переписке» (corresponding learning), истоки которого были заложены в Европе середины XIX века. Принято считать, что начало дистанционному обучению было положено Ч. Тусеном, преподавателем французского языка Берлинского университета, и Г. Ланченштейдтом, членом Берлинского общества современных языков, создавших в 1856 году институт в Берлине, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. При этом следует отметить, что еще раньше в 1850 году в России был создан институт заочного обучения.

В 1858 году Лондонский университет разрешил допуск соискателей к защите дипломных работ без предварительного обучения. В этом университете была предусмотрена сдача экзаменов на академические степени всех уровней и всех специальностей, кроме медицины, всем желающим независимо от способа приобретения знаний, включая обучение по переписке или же самообучение. Позднее в этом университете появилась заочная форма обучения таких «экстернов».

В работе начало корреспондентского образования хронологически связывается с появлением первого курса корреспондентского обучения стенографии Айзека Питмана в Иллинойском университете США в 1874 году.

Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, — для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.

В 1877 году старейший шотландский Университет Святого Андрея предложил программу заочного обучения для женщин на звание лицензиата искусств, которая действовала на протяжении 55 лет. По этой программе обучались женщины во всем мире – вплоть до Палестины, Кении и Китая.

Вслед за этим заочную (корреспондентскую) форму обучения ввели некоторые другие университеты:

в 1899 году – Королевский университет Канады,

в 1891 году – Чикагский университет (США),

в 1911 году – Квинсленский университет (Австралия).

С самого начала дистанционное обучение получило свое развитие, как через появление частных корреспондентских школ, так и через развитие подразделений дистанционного обучения в классических университетах.

Наиболее известные частные корреспондентские школы второй половины XIX – первой трети XX веков были учреждения дополнительного образования, предлагавшими в первую очередь краткосрочные профессионально-технические курсы повышения квалификации (обучение технике стенографии, бухучет, перевод, техника безопасности и т. п.) и различные курсы предэкзаменационной подготовки. Например, Skerry's College в Эдинбурге готовил кандидатов к экзаменам Гражданской службы, University Correspondence College в Кембридже – выпускников неаккредитованных английских колледжей к экзаменам на степень бакалавра в университете Лондона, Diploma Correspondence College в Оксфорде - к вступительным экзаменам в Оксфордский университет. Это были, кроме того, первые специализированные учреждения дистанционного образования.

Полезная информация:

Уровни решения проблемных педагогических ситуаций
Педагогическое мастерство, осмысление, понимание, решение преподавателем педагогических проблемных ситуаций связано со степенью развития профессионально-педагогического мышления. Поэтому, одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов для образования является формирование професси ...

Особенности развития памяти дошкольников
Непроизвольная память – это запоминание материала без установки запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется (ребенок запоминает дорогу, по которой ходит в школу или детский сад, запоминает месторасположение игрушек). Гла ...

Формирование у студентов положительной мотивации к применению информационных технологий обучения
Любой дидактический процесс, независимо от применяемых педагогических технологии и изучаемых учебных предметов, имеет трехкомпонентную структуру: мотивационный (целевой) этап, этап собственной познавательной деятельности обучаемого и этап управления этой деятельностью. В настоящем параграфе основно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru