Развитие познавательной деятельности младших школьников средствами игры

Образование и воспитание » Развитие познавательной деятельности младших школьников средствами игры

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.

Огромная роль в развитии, воспитании и обучении ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир, появляется мотивация обучения. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств обучения также занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев, Л. А. Венгер, И. А. Сорокина, Ф. Н. Блехер, И. Е. Удальцова и другие.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе школьников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность (средство отдыха), и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Это – актуальный вопрос на сегодняшний день.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Проблема – какова возможность влияния дидактической игры на обучение младшего школьника?

Цель исследования – выявить и обосновать влияние дидактической игры на обучение младшего школьника и условия, при которых игра становится более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей младшего школьного возраста, изучить структуру и основные функции применения дидактических игр.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

выделить психологические возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста;

раскрыть сущность дидактической игры;

обосновать влияние игры на воспитательный и образовательный процесс школьника;

- основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Объект исследования – процесс обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство обучения детей в младшем школьном возрасте.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

- наблюдение, беседа;

- обобщение опыта работы по данной проблеме.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, учителями-предметниками, классными руководителями, психологами, логопедами и т.д.

Полезная информация:

Организация исследования и характеристика испытуемых
Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ №5 г. Тосно Ленинградской области. В этом учреждении было проведено исследование речи детей старшего дошкольного возраста. В ГОУ №5 обследованы 10 детей с логопедическим диагнозом – общее недоразвитие речи III уровня, из них 5 девочек и 5 мальчиков. ...

Целостность педагогического процесса и его функции
Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Неполным синонимом термин ...

Обучение младших школьников в домашних условиях
Трудности адаптационного характера легче и лучше всего преодолеваются тогда, когда одновременно с поступлением ребенка в школу с ним проводится большая работа дома. Преимущества домашней работы над школьной в адаптационном плане заключаются в том, что она носит индивидуальный характер и в большей с ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru