Развитие познавательной деятельности младших школьников средствами игры

Образование и воспитание » Развитие познавательной деятельности младших школьников средствами игры

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.

Огромная роль в развитии, воспитании и обучении ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир, появляется мотивация обучения. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств обучения также занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев, Л. А. Венгер, И. А. Сорокина, Ф. Н. Блехер, И. Е. Удальцова и другие.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе школьников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность (средство отдыха), и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Это – актуальный вопрос на сегодняшний день.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Проблема – какова возможность влияния дидактической игры на обучение младшего школьника?

Цель исследования – выявить и обосновать влияние дидактической игры на обучение младшего школьника и условия, при которых игра становится более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей младшего школьного возраста, изучить структуру и основные функции применения дидактических игр.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

выделить психологические возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста;

раскрыть сущность дидактической игры;

обосновать влияние игры на воспитательный и образовательный процесс школьника;

- основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Объект исследования – процесс обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство обучения детей в младшем школьном возрасте.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

- наблюдение, беседа;

- обобщение опыта работы по данной проблеме.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, учителями-предметниками, классными руководителями, психологами, логопедами и т.д.

Полезная информация:

Сущность понятия «интеграция»
Политехнизм - от греч. poly - много и techne – искусство - система обучения, при которой теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства. Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на п ...

Классификация учебных проектов по Коллингсу
Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение ...

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда наруш ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru