Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине детей старшего дошкольного возраста

Россия - Родина для многих, но для того чтоб считаться её отпрыском либо дочерью, нужно почувствовать жизнь собственного народа и творчески утвердить себя в ней, принять российский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Реальный патриот обучается на исторический ошибках собственного народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, компанию публичной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Духовное начало народного наследия отмечалось в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др… Фольклор как музыка устной традиции изучается Э.Е. Алексеевым, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским, А.М. Мехнецовым, Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой и др.

Недостаточная разработанность данного вопроса послужила основанием для определения темы исследовательской работы: « Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста».

Целью исследования явилось определение условий эффективного использования русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания любви к своей малой Родине

В качестве предмета исследования заявлено русское народное музыкальное творчество.

Гипотеза исследования: предположим, что русское народное музыкальное творчество будет способствовать воспитанию любви к своей малой Родине, если:

включение ребенка в традиционную народную культуру будет происходить посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов в процессе приобщения детей к народному музыкальному творчеству будут учитываться традиции, обычаи, обряды малой Родины ;

содержание развивающей предметной среды будет удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базиса его личностной культуры, способностей, духовного развития;

методика приобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству будет являть собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.

Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:

выявить психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с народным музыкальным творчеством;

изучить особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

определить уровень сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о социальной действительности;

разработать методическое пособие по воспитанию любви к своей малой Родине средствами русского народного музыкального творчества нашего региона и проверить его эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования явились: ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, О.П. Радынова и др.); теория развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флёрина, Е.В. Харчевникова и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, опрос, беседа; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); сравнительный анализ результатов.

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru