Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими , но именно обучающие игры являются средством формирования познавательный акт ребенок не только познает , но получает новые знания , закрепляет их .
Голицын В.В., Щербакова Е.Н. отличают, что без сформированных в дошкольный период познавательных интересов, обучение не может быть успешным.
Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.
По данным различных исследований, в России до 30% детей дошкольного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой «Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре » актуальной.
Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности.
Развитие психики ребёнка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей.
Цель работы: изучение особенностей развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Объект исследования: познавательная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Предмет исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Гипотеза исследования. Основная гипотеза, состояла в том, что в процессе игровой деятельности можно развивать познавательную активность.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать специальную литературу по данной проблеме;
Определить педагогические условия использования педагогических игр.
Экспериментально опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.
Сделать выводы;
Методы:
Теоретический анализ психолого – педагогической литературы, анализ индивидуальных карт развития ребенка, планов воспитателя;
Эмпирический: психолого – педагогическое исследование, наблюдение, беседа;
Интерпретационный: количественный и качественный анализ результатов;
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём работы составляет 47 страниц.
Полезная информация:
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по кол ...
Программа ЛОЛ
Оздоровительная работа. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия: ежедневный осмотр детей медицинским работником; утренняя гимнастика; принятие солнечных и воздушных ван ...
Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи
Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и ...