Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода

Образование и воспитание » Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского » Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода

Страница 2

функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);

функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);

функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);

функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);

функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);

функции ориентации (построение личностной картины мира);

функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;

функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);

функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.

Сериков предлагает технологии, с помощью которых возможно активно стимулировать развитие указанных функций. Это:

задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;

учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;

игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.

В целом, мы можем отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас не воспринимались отдельные ее положения, в целом можно говорить о том, что опыт советской педагогики должен быть оценен с современных позиций и, можно не сомневаться, он предоставит множество идей для будущего развития образования в России.

4. Сухомлинский об учении, или советы педагогам.

Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.

Учеников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнуют такие убедительные, с точки зрения учителя, доводы, как «надо учиться хорошо, надо выполнять свой ученический долг, ваш труд – это учение» и т.п. подростки и юноши обо всем стремятся иметь свою, личную точку зрения, все взвесить и осмыслить.

К любому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, учащихся нужно подводить исподволь.

Сильное воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагога как бы отходит на задний план.

Ученик должен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда.

Сухомлинский утверждал, что нет, и не может быть, детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание в свою очередь – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте.

А самое главное, что все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у самих учеников желания учиться. А это желание приходит только с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал и хорошо учился, надо чтобы он не отрывался от обучения, учился хорошо. И в этом кажущемся парадоксе Сухомлинский и заключил всю сложность педагогического дела. Интерес дела есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость по Сухомлинскому – это вдохновение, помноженное на уверенность ребенка, что он достигнет успеха.

По мнению Сухомлинского, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Забота Сухомлинского об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает, что рисует и как выражает в рисунках свои мысли и чувства, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Инновационные типы уроков литературы
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и п ...

Классификация технических средств обучения
Технические средства обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения учащихся. В отечественной и зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения, вид и степень возд ...

Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru