Исследования классных руководителей

Страница 3

В соответствии с названными основаниями можно выделить следующие стили поведения классного руководителя.

Контструктивно-помогающий стиль поведения характеризуется диалогической коммуникативной направленностью, доминированием ценностей принятия и понимания ребенка, уважения его прав, ориентация на сотрудничество. Такое поведение означает предоставление свободы самореализации и передачу ответственности за принятие решений подростку, способность к глубинному контакту, «эмпатическому пониманию», осторожное отношение к оценкам и оценочным суждениям.

Авторитарный стиль. Такой педагог не ориентируется на «среднеарифметического» школьника, «не обременяет себя» обращением и пониманием индивидуальности; стереотипен в установках, оценках и способах решения проблем; избирателен и субъективен. Ведущий способ регулирования отношений – оценивание всего и всех, различные «санкции». Доминирующие ценности – ценности самоутверждения.

Манипулятивный стиль. Педагог полагает себя субъектом, имеющим право и способность на самостоятельное мышление. Ученик принимается как субъект деятельности по освоению предмета, поэтому оценивается как «достойный уважения», если успешно учится и «не доставляет хлопот». Основная стратегия воздействия – «интенциальная» (термин Г.А. Ковалева), когда классный руководитель стремится оказывать преобразующие воздействия на учеников, на класс. Для этого ему необходимо специальное психологическое знание, которое ему позволило бы успешно управлять поведением. Тип коммуникации – манипулятивный, доминирующими ценностями являются этические и ценности самоутверждения.

Индифферентный стиль характеризуется конформным типом коммуникации, позицией невмешательства. Лишь в случае крайней необходимости вмешивается в жизнь класса и отношения. Доминирует ситуативный подход и ориентация на нормативные ценности. Наиболее точно такой стиль описан ученицей 9-го класса одной из школ. «Я учусь в девятом классе. Учиться неинтересно, скучно. В школе никаких событий и мероприятий не происходит. У нас класс недружный, каждый сам по себе. Учителя у нас хорошие. Знают свой предмет и к нам относятся хорошо: поругают, если надо, или посмеются вместе с нами. Но жизнь скучная, без радостей».

Функционально-ролевые позиции классного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальных педагогических работах (Н.Е. Щуркова, В.П. Караковский и др.). Определены варианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классный руководитель, классный куратор), содержание и формы работы классного руководителя [10].

Процесс профессионального формирования классного руководителя – это специальная область изучения в педагогике и психологии, что связано с ее большой теоретической и, главное, практической значимостью.

Устойчивый процесс накопления педагогического мастерства начинается после процесса первичной адаптации. Определить его можно по нескольким признакам:

- ощущение, что педагог принят своими учениками в качестве учителя;

- ощущение правильности выбора учительской профессии;

- понимание своего предмета и умение преподавать его на понятном детям уровне;

- выработка особого подхода к каждому классу;

- умение дать правильную и своевременную оценку.

Формирование мастерства происходит на первой профессиональной фазе. Именно педагоги 25-40-летнего возраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально мыслящими классными руководителями.

Интегративным показателем эффективности процесса формирования мастерства классного руководителя является профессиональная творческая активность. Творчество — свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности классных руководителей. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой, стимулирование включения в творческую деятельность, создание условий результативной деятельности, учет интересов классных руководителей. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был проведен констатирующий этап эксперимента. Цель: определить уровень общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего этапа эксперимента: определить состояние решения проблемы формирования ...

Развитие лексики в онтогенезе
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова о ...

Особенности использования компьютерных средств обучения
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди – высококвалифицированные специалисты, отве ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru