Формирование интонационной выразительности речи

Страница 5

Логопедическая коррекционная работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции и развития детей с интеллектуальными нарушениями. Нарушения речи у детей с ЗПР являются очень распространенными и имеют довольно стойкий характер. Эти речевые расстройства оказываю отрицательное влияние на психическое развитие ребенка с ЗПР. Своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом.

В своей работе мы хотели оценить уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста, а затем подобрать и апробировать методики по коррекции выявленных отклонений. Работу вели с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста, которые находились на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.

В исследовании мы провели анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния и развития речи у детей с ЗПР, оценили уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи подобранных методик и речевой логопедической карты, после чего выбрали и апробировали методы по коррекции нарушений речи у исследуемых детей дошкольного возраста и определили возможности данных коррекционных методов. Тем самым, мы выполнили поставленные в работе задачи и достигли первоначальной цели.

Проведение занятий привело к положительным результатам, о чем свидетельствуют данные повторной оценки состояния речи у участников эксперимента. Отмечалась положительная динамика в развитии речи: дети стали более контактны, улучшилось звукопроизношение, увеличился и активный и пассивный словарь.

Наше исследование строилось на предположении того, что у детей дошкольного возраста с ЗПР отмечаются отклонения от нормального состояния речи, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы будут нивелироваться. Полученные результаты доказали, что у детей с ЗПР действительно отмечаются нарушения речи, которые при помощи наших методик и коррекционных занятий нивелировались. Это и определяет достоверность выдвигаемой нами гипотезы.

В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения.

Причины нарушения просодического компонента речи могут быть вызваны артикуляционным нарушением. Необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. При выполнении двигательных проб для губ (растягивание губ в улыбку и вытягивание их в трубочку) большинство дошкольников с задержкой психического развития испытывали трудности в удержании артикуляторной позы или выполняли движения не в полном объеме, что отражалось в интонации голоса ребенка, силе звучания голоса, темпе речи.

Выразительно читать ребенку сказки " в лицах", привлекать ребенка к звукоподражанию. Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Особое внимание уделять монологичной речи. Самые простые задания на построение высказывания, например пересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка два важнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно и отражать определенную эмоциональность высказывания, во-вторых, она должна планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по которым будут развертываться сложное высказывание, рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной монологической речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, закономерно использовать специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводить систематически, основной прием работы - подражание темпу речи взрослого.

Однако, на наш взгляд, главная рекомендация родителям, имеющим детей с ЗПР: систематичность, терпение и любовь.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Полезная информация:

Понятие коммуникативной компетенции
В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью. Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания. Русский язык является государств ...

"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР
Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствую ...

Лабораторная работа «Определение порога слышимости человека методом аудиометрии. Построение аудиограмм»
Цель лабораторной работы: исследование слухового анализатора методом тональной пороговой аудиометрии. Приборы и принадлежности: генератор синусоидальных волн (Sine Wave Generator), стереоскопические наушники, вольтметр В7-38. Краткая теория: Проблемы со слухом встречаются у 4-6 % населения земного ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru