Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Страница 1

Переход на профильное обучение в старшей школе является институциональной трансформацией для системы общего образования в целом, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников – как их комплексной подготовки к жизненно важному выбору. Уже в IX классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении доступных ему образовательных учреждений, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности, принять ответственное решение.

Понятие "предпрофильная подготовка" для отечественной школы новое. Формально оно появилось в тексте "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".

Согласно письму Минобрнауки РФ "Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 уч. год" предпрофильная подготовка (далее ППП) представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относятся информирование и ориентация учащихся выпускных классов основной школы в отношении их возможного выбора маршрута (профиля) обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования .

Базовая модель ППП была представлена уже после утверждения вышеназванной концепции в проекте Министерства образования РФ, реализуемого в рамках Федеральной программы развития образования, "Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы" (руководитель проекта А.А. Пинский). В этом проекте определяется цель ППП как самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения.

ППП представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

ППП может вестись в IX классе общеобразовательной школы, либо в VIII-IX классах с учетом возрастных особенностей учащихся.

Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых потребностей ППП, ее базовый (минимальный) объем определен примерной величиной в 100 часов за IX класс (если считать 3 учебных часа в среднем на 34–35 учебных недель в году). Возможны и целесообразны более объемные варианты организации ППП, например при (а) полной шестидневной учебной неделе, (б) использовании различных иных ресурсов БУПа (например, при использовании в целях ППП часов образовательной области "Технология").

Эти 100 учебных часов на ППП согласно базовой модели предполагается распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить специально организованным курсам по выбору (элективным курсам), которые могут быть двух видов: предметные и ориентационные; оставшуюся часть (1/3 объема) ППП, примерно 30–35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

Предметные курсы – содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

Информационная работа – это организованное знакомство учащихся, преимущественно девятых классов, с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорного воспитания
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве. Изобразительная деятельность дошкольников з ...

Общая характеристика и особенности современного урока
Чтобы полностью охарактеризовать современный урок, выделить его основные закономерности поставим перед собой три вопроса и попытаемся ответить на них. Вопрос первый. Что является общей функцией урока? Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа; внешнее ...

Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культуры детей. Особенности детского голоса
Пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при у ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru