Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Страница 1

Переход на профильное обучение в старшей школе является институциональной трансформацией для системы общего образования в целом, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников – как их комплексной подготовки к жизненно важному выбору. Уже в IX классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении доступных ему образовательных учреждений, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности, принять ответственное решение.

Понятие "предпрофильная подготовка" для отечественной школы новое. Формально оно появилось в тексте "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".

Согласно письму Минобрнауки РФ "Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 уч. год" предпрофильная подготовка (далее ППП) представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относятся информирование и ориентация учащихся выпускных классов основной школы в отношении их возможного выбора маршрута (профиля) обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования .

Базовая модель ППП была представлена уже после утверждения вышеназванной концепции в проекте Министерства образования РФ, реализуемого в рамках Федеральной программы развития образования, "Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы" (руководитель проекта А.А. Пинский). В этом проекте определяется цель ППП как самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения.

ППП представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

ППП может вестись в IX классе общеобразовательной школы, либо в VIII-IX классах с учетом возрастных особенностей учащихся.

Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых потребностей ППП, ее базовый (минимальный) объем определен примерной величиной в 100 часов за IX класс (если считать 3 учебных часа в среднем на 34–35 учебных недель в году). Возможны и целесообразны более объемные варианты организации ППП, например при (а) полной шестидневной учебной неделе, (б) использовании различных иных ресурсов БУПа (например, при использовании в целях ППП часов образовательной области "Технология").

Эти 100 учебных часов на ППП согласно базовой модели предполагается распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить специально организованным курсам по выбору (элективным курсам), которые могут быть двух видов: предметные и ориентационные; оставшуюся часть (1/3 объема) ППП, примерно 30–35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

Предметные курсы – содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

Информационная работа – это организованное знакомство учащихся, преимущественно девятых классов, с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Основные понятия и термины, составляющие основу производственного обучения
Трудовой процесс – совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больш ...

Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Рассмотрим принципы построения интегрированного курса на примере интеграции регионоведения в обучение иностранному языку. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы, но наибольшее значение он имеет для отбора регионального содержания курса. Региональная специфика складывается ...

Методика изучения темы «Четырехугольники»
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru