Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности, способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента

Образование и воспитание » Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной компетентности будущего специалиста » Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности, способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента

Страница 2

II. Духовная зрелость – ценностные ориентации, кругозор, мотивация, инициатива, непосредственный интерес к механизмам работы организации и общества в целом, а также к размышлениям об их возможном влиянии на него самого;

III. Социально-профессиональная зрелость – перцептивные, эмпативные, коммуникативные, рефлексивные, самопрезентативные умения; прогнозирование, целеустремлённость, лидерство; умения менеджмента; понимание профессиональной терминологии; владение информационными технологиями и иностранными языками;

IV. Социально-нравственная зрелость – ответственность, целеустремлённость, настойчивость, уверенность в себе, организованность, требовательность, восприятие установок, в рамках которых даются указания о направлениях и формах их деятельности.

Вопрос о развитии у студентов социальной компетентности – это вопрос об их подготовке к самостоятельной жизни, об их социальной защите и о социальном становлении. То, что социальная компетентность личности ориентирует на интеграцию, на кооперацию совместных усилий не означает беспринципного конформизма. «Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе.»

Социально компетентная личность умеет поставить свои интересы в равное положение с интересами других, понять ценности других лиц, видеть в людях партнеров, а не врагов, потенциальных союзников, соратников и товарищей. Такая позиция не отрицает вовсе верности своим принципам, самоидентификации и борьбы по принципиальным вопросам.

Воспитание социальной компетентности в профессиональном образовании особенно актуально. Во-первых, в этот период личность получает профессию и гуманитарные знания, профессиональную, личностную и общекультурную подготовку. Создается возможность их органического синтеза. Во-вторых, в этот возрастной период осуществляется процесс интенсивного мировоззренческого поиска главных жизненных ценностей, образа своего «Я», личного образа жизни.

Этот поиск происходит самостоятельно, поэтому личность открыта для духовно-нравственного воспитания. После 22 лет менталитет личности складывается в основных чертах. И если он деформирован антикультурой и бездуховностью, то «переделка» человека в дальнейший период его жизни весьма затруднительна.

В процессе воспитания социальной компетентности в период профессионального образования важнейшим является социальная самоидентификация личности, ее самополагание, самоутверждение в той или иной социальной и профессиональной группе, обретение ею определенного социального статуса. Когда человек четко и последовательно отстаивает свой социальный и профессиональный статус, стремится соответствовать ему, воспринимает и соблюдает определенные корпоративные, социальные, профессиональные правила, нормы этики и морали, тогда он предстает в сознании людей социально компетентным. В период профессионального образования целесообразно формировать у будущих специалистов мотивы занятия определенного социального статуса, воспитывать чувство профессиональной и гражданской чести, ответственности и долга.

Процессы развития социальной компетентности через развитие позитивной творческой социальной активности предполагают, прежде всего, осознанный, осмысленный подход к предполагаемым ценностным ориентирам со стороны самой личности, являющейся не только объектом, но и субъектом образовательных и воспитательных процессов. Сложность проблемы развития социальной компетентности состоит в том, что основным элементом ее достижения является даже не сам процесс образования как взаимодействия преподавателя и студента, а самообразования, т.е. индивидуальный поиск в творчестве и учебе.

В процессе обучения в вузе, студент включен в учебную деятельность, во многие компоненты структуры социальной компетенции. Но, так как форма учебной деятельности – это в основном лекции, семинары, то по большинству знания о мотивационной структуре, о качествах человека, о механизмах функционирования общества, о роли человека в нем преподносятся в информативной форме. Но, в процессе воспитания социальной компетентности в период профессионального образования важнейшим является:

социальная самоидентификация личности, ее целеполагание;

самоутверждение в социальной и профессиональной группе, обретение определенного социального статуса;

четкое и последовательное отстаивание своего социального и профессионального статуса, стремление соответствовать ему;

восприятие и соблюдение определенных корпоративных, социальных, профессиональных правил, нормы этики и морали.

Личность, обладающая этим багажом предстает в сознании людей социально компетентной. Но, поскольку форма учебной деятельности строго регламентирована, поэтому возможности «попробовать всё самому, испытать на себе» не достаточно для становления развития социальной компетенции. Конечно, учебная деятельность предполагает наличие практики, на которой студенту предоставляется возможность определиться в структуре профессиональной деятельность. Но она не всегда достаточно для развития социальной компетенции.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Умственное развитие и воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...

Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режис ...

Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей с умственной отсталостью
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. психофизическая тренировка умственная отсталость Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умств ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru