Восстановительный этап логопедических занятий

Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голособразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, мы предлагаем определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нарастание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:

Вызывание звука голоса.

Закрепление полученного голоса.

Автоматизация процесса голосообразования.

Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или мычании. Полученный звук голоса у, о, а, я в прямых и обратных слогах.

«Мычание» производится больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должна смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струёй или несколько позже.

Согласные звуки—артикуляторно сильные, так как усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из полостей бронхов и легких, а м — согласный звук.

При произнесении согласных звуков объем глоточного резонатора сужен, что увеличивает громкость звука.

При произнесении звука м объем глоточного резонатора сужен, поэтому м—звук громкий (резонирует носовая полость)

Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно в условиях деформированной гортани. При произнесении звука м большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек. крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом правильного использования верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов совершаемых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи». Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звонкость, силу голоса). Процесс восстановления голоса продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1—1,5 месяцев.

Полезная информация:

Деятельность классного руководителя по половому воспитанию подростков
Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуа ...

Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Экспериментальное изучение двигательной активности детей 5–6 лет
Опытно-экспериментальная работа, проводилась в ДОУ «Огонек» с. Советское, Советского района с 17.01.11 г. по 16.06.11 г. с детьми 5–6 лет условно разделённых на две группы по 7 человек. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 14 человек. На констатирующем этапе проводилась р ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru