Занимательность внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе как одно из условий развития интереса к родному языку

Образование и воспитание » Внеклассные занятия по русскому языку как средство развития познавательного интереса младших школьников » Занимательность внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе как одно из условий развития интереса к родному языку

Страница 1

Большинство детей приходят в школу с огромным желанием учиться, узнавать что-то новое, но строгие рамки урока не всегда дают возможность учителю провести урок в соответствии с потребностью детей. Обращая внимание на потребности детей, не следует забывать и о потребности младших школьников в игре. Как отмечают психологи, игра в этом возрасте не теряет своего психологического значения. Именно игра способствует развитию важных психических функций, таких как воображение, мышление, память. При этом на первое место выходит зрительная память. Именно поэтому яркая наглядность и занимательные задания, используемые на внеклассных занятиях, способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала. И как отмечают психологи, такие как В.С. Мухина, Р.С. Немов и другие, эти знания являются наиболее прочными. Ни для кого не секрет, что в младшем школьном возрасте дети склонны делать то, что им интересно, а материал на уроке не всегда соответствует их интересам. В отличие от урока, внеклассные занятия строятся с учётом интересов детей. К тому же, Внеклассные мероприятия позволяют даже самым слабым ученикам попробовать свои силы, самим сделать открытие.

Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям — все это элементы занимательности. «Занимательность — это средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого». Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на учащихся и вызывающих чувство удивления, которое является началом всякого познания. Помимо этого элемента познавательности вызывают положительное эмоциональное состояние учащихся, что способствует их заинтересованности в изучении родного языка.

Для учащихся любого возраста трудно долго удерживать внимание на определенном материале или же заниматься однотипной деятельностью, поэтому использование на уроках различных игровых моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям, которые испытывают учащиеся в игровых ситуациях.

Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально, с использованием занимательных и игровых материалов. Всем известно, что дети любят играть.

Такие психологи, как Мухина В.С., Немов Р.С., считают, что игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами в интеллектуальных играх.

Но в тех формах, утверждает Р.С. Немов, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности, в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми.

Автор делает акцент на том, что большой интерес для младших школьников представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это игры – заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развивать свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п.

«В детском возрасте, - писал А. Макаренко, - игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело». Л.Т. Григорян отмечает, что на внеклассных занятиях учитель может организовывать грамматические игры, развивающие творческие способности детей. Дети с большим удовольствием придумывают шарады, загадки, кроссворды, басни, рассказы на грамматические темы, сочинения. Элемент занимательности – важный принцип во внеклассной работе по русскому языку.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Сочинение как высшая форма проявления творческого воображения у младших школьников
Особое место в системе развития творческого воображения школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческого воображения ребенка. Сочинения в школе занимают особое место: им в известной системе подчинены другие речевые упражнения. Сочинение придает смысл всем урокам ...

Жанры публицистического стиля речи
Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а т ...

Педагогическое мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы
Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru