Сущность и характеристика творческих способностей

Страница 6

Среди критериев оценки, кроме логической непротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, Лук А.Н. называет также эстетические критерии изящества и красоты.

Способность объединять вновь воспринимаемые сведения тем или иным способом уже в процессе восприятия Лук А.Н. называл условием и предпосылкой способности к генерированию идей. Лёгкость генерирования идей, по утверждению Лука А.Н., одна из составляющих творческой одарённости. Он говорит, что не обязательно каждая идея должна быть правильной, чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятности, что среди них будут хорошие идеи, но лучшие идеи приходят в голову не сразу. Сущность этого явления подробно описал Пономарёв Я.А., рассматривая среди фаз, этапов творчества фазу интуитивного решения творческой задачи, так называемый инсайд в своей работе «Психология творчества».

Рассматривая структуру творческих способностей в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности» Мелик-Пашаев А.А. отводил главенствующую роль воображению наряду с эстетическо-творческой ориентацией человека.

Лук А.Н. выделял три типа воображения:

1. Логическое - выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований.

2. Критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.

3.Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.

Творческому воображению Лук А.Н. отводил ведущую роль в развитии общества.

Завершая описание и определение творческих способностей, Лук А.Н. говорил о том, что перечисленные выше слагаемые творческой одарённости не отличаются по сути своей от обычных мыслительных способностей, а элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по- разному выражены и по-разному сочетаются между собой.

Психологи выделяют критерии развития творческих способностей. В частности Степанов Е.Н. предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:

- Чувство новизны

- Способность преобразовать структуру объекта

- Направленность на творчество

-Критичность.

И в качестве показателей предложил, соответственно

- Умение и стремление к познанию

- Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях

- Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей

- Обладание способностями к рефлексии, оценке и самооценке.

Существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества.

Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соответствующих продуктов деятельности. Так, американские ученые Леман Г. и Деннис У. , изучив жизненный путь многих выдающихся ученых, художников и мыслителей за несколько столетий, нашли, что наиболее продуктивным периодом их жизни был возраст от 20 до 40 лет, со значительными вариациями по профессиям. На основе этих и других данных принято считать, что у математиков пик творческой активности приходится на 23 года, у химиков - на 29-30 лет, у физиков - на 32-33 года, у астрономов - на 40-44 года и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Применение принципа систематичности и последовательности
Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем мен ...

Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Он ра ...

Применение принципа прочности
Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное Необходимо давать такие установки на запоминание: что, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru