Анализ современных программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления с числами и цифрами

Образование и воспитание » Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении » Анализ современных программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления с числами и цифрами

Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.

Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением. Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые. Важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.

Результаты анализа программ отражены в таблице.

В Республике Беларусь в основном обучение детей происходит по программе «Пралеска», по моему мнению, она в достаточной степени помогает педагогу вести работу по ознакомлению детей с числом и цифрой. Остальные программы так же достаточно полно отражают задачи, которые помогут у дошкольников сформировать количественные представления.

дошкольник цифра обучение

Таблица 1

Возрастная группа

«Пралеска»

«Детство»

«Радуга»

2 младшая

Формировать элементарные математические представления о количестве; учить находить «один» и «много» предметов и явлений в ближайшем окружении (в группе, в помещении детского сада, дома). Различать группы предметов по признаку количества (много—один, мало—один); обучать практическому способу сравнения множеств по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки). Знакомить с опосредованным способом сравнения множеств (путем количественного пересчета элементов множеств и сравнения полученных чисел) в пределах 5— 7—10.

Содействовать пониманию независимости числа от количественных и пространственных признаков элементов множеств.

Познакомить с цифрами как условными знаками, обозначающими число (в пределах изученных чисел);

формировать первоначальные умения порядкового счета.

Содействовать пониманию связи и отношения между смежными числами.

Формировать понятие «половина» (одна из двух равных частей), представление о соотношениях между частью и целым.

Различать один/много, много/мало, один/мало. Иметь первичное представление о соответствии 2 (3,4) предметов по количеству (столько же).

Дети должны распознавать количество в пределах 5 на глаз, без пересчета, понимать слова мало/много, пустой/полный, различать 1-2 предмета.

Средняя группа

Обозначать количество числом и цифрой в пределах 5-10. иметь представление о количественном и порядковом назначении числа. Обобщать группы предметов, звуков, движений по числу; связи между числом, цифрой, количеством: чем больше, тем большим числом они обозначаются.

Считать наизусть до 10. Пересчитывать и отсчитывать в пределах 10. Отмеривать произвольной меркой заданное количество.

Различать цифры.

Старшая группа

Развивать умения сравнивать множества практическим путем и опосредованно (путем счета) (граница количественного и порядкового счета на шестом году жизни — 10, на седьмом году жизни — 20). Расширять и закреплять знания о цифрах от 0 до 9; побуждать и упражнять в их узнавании, различении; знакомить с элементами знаковой системы (на шестом году — =, >, <; на седьмом году — +, -, =, >, <, -^).

Знакомить с составом числа из двух меньших чисел (до 10), из единиц (до 5).

Количественное и порядковое значение числа, получаемого в результате сосчитывания элементов частей (долей), измерения длины, массы и объема, календарного и числового времени. Цифры от 0 до 9.

Связи и зависимости между числами, отношения числе (меньше, больше на 1,2).

Состав числе из единиц. Различение и использование в играх монет.

Счет наизусть до 20. Обратный счет в пределах 10.

Пересчет в пределах 10 (закрепление). Отсчет в пределах 10. (закрепление)

Порядковый счет в пределах 10. Сравнение по количеству (дискретные объекты).

Использование понятий: равно/не равно, больше/меньше. Понимание и использование соответствующих знаков.

Сравнение по количеству (непрерывные величины). Практические способы сравнения (приложение, переливание и т.д.); сравнение с помощью условной мерки (опосредованно).

Представление о действии сложения «+» Представление о действии вычитании «-». Отрицательные числа.

Представление о действии деления.

Равные и неравные части.

Деление на две равные части пополам. Половина. Деление на 3,4,6,8 равных частей.

Дробные числа.

Представление о действии умножения.

Запись цифрами чисел 10-20.

Полезная информация:

Влияние различных факторов на проявление силы мышц
Сила сокращения мышц зависит от многих причин, в частности от анатомического (морфологического) строения мышц. Так, мышцы, перистого строения, проигрывая в величине укорочения, выигрывают у веретенообразных мышц или у мышц с параллельными продольной оси волокнами в силе сокращения, потому что у них ...

Педагогическое общение
С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры. Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их ...

Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru