Содержание образования

Социальная функция образования - обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта предшественников, которая выражается в форме материальной и духовной культуры.

Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Оно включает в себя общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством и рассмотренный как педагогическая модель, обращенного к школьнику социального заказа. Однако необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. В связи с этим осуществление в процессе обучения содержания образования призвано, во - первых, обеспечить передачу и освоение молодежью социального опыта старших поколений. Этот опыт включает в себя следующие четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

знание о природе, обществе, технике мышления и способах деятельности;

опыт осуществления известных способов деятельности;

опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного повторения ранее усвоенных знаний, умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности, на основе уже известных;

опыт ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить:

индивидуальный способ существования человека;

способствовать развитию у него всех основных сфер;

должно включить системы педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальных и других способностей;

призвано способствовать адаптации молодого человека к жизни, его свободе (автономности) и интеграции с обществом.

То есть призвано обеспечить процесс социализации с обществом и процесс социализации личности. Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с выше сказанными теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать социальному заказу общества;

соответствовать потребностям учащихся;

соответствовать критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие возрастным возможностям школьника, объем содержания должен соответствовать имеющемуся времени, наличие учебно-методической и материальной базы)

Стандарт образования (начальная, средняя, высшая школы) призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт образования отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Для интенсификации обучения от учителя требуется несколько вещей - интуиция, опыт и владение тактикой обучение. Характерной особенностью совершенствования форм обучения является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных учителей складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.

При имеющемся многообразии форм организации обучения было бы весьма опрометчиво попытаться навязать всем учителям страны какую-то одну из них как панацею от всех бед. Дело в том, что в педагогике закономерно установлена возможность решать одну и ту же учебно-воспитательную задачу разными сочетаниями не только методов, но и форм организации учебного процесса. Вместе с тем современная дидактика рекомендует непрерывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую копилку опыта все новые и новые подходы к работе с учениками. Весьма важно как можно шире использовать собеседования, семинары, конференции, встречи с учащимися. На таких занятиях монолог учителя заменяется диалогом с учениками.

Ведущую роль в воспитании, обучении и образовании играют принципы встречной активности. Ответственность несут не только учителя, но и ученики. И активность ученика является опорой творчества учителя.

Интеграция передового опыта, всей школьной практики и науки способствует перестройке стиля работы современной школы, повышению качества обучения и воспитания подрастающих поколений.

Ускоренное возрастание потока научно-технической информации предъявляет все новые требования к человеческому фактору в сфере образования, которая призвана лучше готовить подрастающие поколения к труду и жизни. Обучение должно формировать новый тип мышления, рассчитанный на более эффективное решение важных проблем, возникающих в различных областях жизнедеятельности человека.

Еще Я.А. Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учитель учит не абстрактного "среднего" школьника, а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами. Хрестоматийными стали слова К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Полезная информация:

Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Исследователи аномальной детской речи давно поднимали вопрос о неправомерности постановки "речевого диагноза" только на основании описания у детей особенностей их речевых средств общения, взятых в статике и в отрыве от общей клинической картины. Различные неблагоприятные воздействия, как ...

Проблема определения тотальных размеров тела у детей и подростков
Как правило, в педагогической практике физическое развитие ребёнка оценивается, главным образом, по изменениям с возрастом тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Исследования в этой области позволили установить, что наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru