Содержание образования

Социальная функция образования - обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта предшественников, которая выражается в форме материальной и духовной культуры.

Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Оно включает в себя общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством и рассмотренный как педагогическая модель, обращенного к школьнику социального заказа. Однако необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. В связи с этим осуществление в процессе обучения содержания образования призвано, во - первых, обеспечить передачу и освоение молодежью социального опыта старших поколений. Этот опыт включает в себя следующие четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

знание о природе, обществе, технике мышления и способах деятельности;

опыт осуществления известных способов деятельности;

опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного повторения ранее усвоенных знаний, умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности, на основе уже известных;

опыт ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить:

индивидуальный способ существования человека;

способствовать развитию у него всех основных сфер;

должно включить системы педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальных и других способностей;

призвано способствовать адаптации молодого человека к жизни, его свободе (автономности) и интеграции с обществом.

То есть призвано обеспечить процесс социализации с обществом и процесс социализации личности. Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с выше сказанными теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать социальному заказу общества;

соответствовать потребностям учащихся;

соответствовать критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие возрастным возможностям школьника, объем содержания должен соответствовать имеющемуся времени, наличие учебно-методической и материальной базы)

Стандарт образования (начальная, средняя, высшая школы) призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт образования отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Для интенсификации обучения от учителя требуется несколько вещей - интуиция, опыт и владение тактикой обучение. Характерной особенностью совершенствования форм обучения является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных учителей складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.

При имеющемся многообразии форм организации обучения было бы весьма опрометчиво попытаться навязать всем учителям страны какую-то одну из них как панацею от всех бед. Дело в том, что в педагогике закономерно установлена возможность решать одну и ту же учебно-воспитательную задачу разными сочетаниями не только методов, но и форм организации учебного процесса. Вместе с тем современная дидактика рекомендует непрерывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую копилку опыта все новые и новые подходы к работе с учениками. Весьма важно как можно шире использовать собеседования, семинары, конференции, встречи с учащимися. На таких занятиях монолог учителя заменяется диалогом с учениками.

Ведущую роль в воспитании, обучении и образовании играют принципы встречной активности. Ответственность несут не только учителя, но и ученики. И активность ученика является опорой творчества учителя.

Интеграция передового опыта, всей школьной практики и науки способствует перестройке стиля работы современной школы, повышению качества обучения и воспитания подрастающих поколений.

Ускоренное возрастание потока научно-технической информации предъявляет все новые требования к человеческому фактору в сфере образования, которая призвана лучше готовить подрастающие поколения к труду и жизни. Обучение должно формировать новый тип мышления, рассчитанный на более эффективное решение важных проблем, возникающих в различных областях жизнедеятельности человека.

Еще Я.А. Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учитель учит не абстрактного "среднего" школьника, а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами. Хрестоматийными стали слова К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Полезная информация:

Рекомендуемые методы и методики изучения классного коллектива
1. Метод наблюдения 2. Метод беседы 3. Метод исследования: Социометрия. (Дж. Морено). Методика: Межличностные отношения в коллективе. Вводные замечания. Эта методика известна в психологии ещё и под названием «выбора товарища в действии». С помощью методики можно выявить не только групповую сплоченн ...

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, или возрастных периодов, а именно: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 10–11 лет); подростковый, или средний школьный возраст (от 10–11 до ...

Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием
1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Поря ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru