Принцип целостности обучения отражает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Знание - определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, норм и теорий.
Умение - владение способом деятельности, способность применять знания.
Развивающая функция означает, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях - речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально - волевого и мотивационно - потребностной сферы.
Обучение выступает как источник и средство развития личности. Всякое обучение развивает благодаря содержанию образования, а также благодаря тому, что учение является деятельностью. Личность развивается в процессе деятельности.
Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируется нравственное и эстетическое представление о жизни, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе.
Воспитывающее воздействие оказывают следующие факторы:
содержание изучаемого материала;
методы обучения;
формы организации обучения;
личность учителя;
коллектив и личность учащихся;
сотрудничество и общение учителя и учащихся.
Функции обучения реализуются на практике методом планирования комплекса задач урока, включая образовательную, воспитательную и развивающие функции, а также методом подбора содержания деятельности учителя и учеников, которая обеспечивала бы реализацию всех трех видов задач, имея ввиду, что на каждом этапе обучения какие - то из них будут более или менее доминирующими. Единство этих функций осуществляется путем сочетания разнообразных методов, форм и средств обучения, а также в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения, при анализе его результатов и оценке хода осуществления всех трех функций. Существенная характеристика обучения, двусторонний характер, составляют единство деятельности учителя и учащихся, что выражается в единстве целей их деятельности, в повышении уровня общения, коллективизации отношений в учении, в усилении самоконтроля, в управлении развитием и саморазвитием.
Полезная информация:
Дифференцированный подход в обучении английскому
языку
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении задач активизации процесса о ...
Организация процесса воспитания любви к своей малой Родине
детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с русским народным музыкальным
творчеством
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих цен ...
Психологические
теории как основа некоторых педагогических технологий
Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре цел ...