Функции обучения

Принцип целостности обучения отражает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Знание - определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, норм и теорий.

Умение - владение способом деятельности, способность применять знания.

Развивающая функция означает, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях - речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально - волевого и мотивационно - потребностной сферы.

Обучение выступает как источник и средство развития личности. Всякое обучение развивает благодаря содержанию образования, а также благодаря тому, что учение является деятельностью. Личность развивается в процессе деятельности.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируется нравственное и эстетическое представление о жизни, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе.

Воспитывающее воздействие оказывают следующие факторы:

содержание изучаемого материала;

методы обучения;

формы организации обучения;

личность учителя;

коллектив и личность учащихся;

сотрудничество и общение учителя и учащихся.

Функции обучения реализуются на практике методом планирования комплекса задач урока, включая образовательную, воспитательную и развивающие функции, а также методом подбора содержания деятельности учителя и учеников, которая обеспечивала бы реализацию всех трех видов задач, имея ввиду, что на каждом этапе обучения какие - то из них будут более или менее доминирующими. Единство этих функций осуществляется путем сочетания разнообразных методов, форм и средств обучения, а также в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения, при анализе его результатов и оценке хода осуществления всех трех функций. Существенная характеристика обучения, двусторонний характер, составляют единство деятельности учителя и учащихся, что выражается в единстве целей их деятельности, в повышении уровня общения, коллективизации отношений в учении, в усилении самоконтроля, в управлении развитием и саморазвитием.

Полезная информация:

Понятие педагогической системы в педагогической литературе
В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - вы ...

Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действ ...

Сущность понятия проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru