Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи

Образование и воспитание » Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста » Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи

Страница 1

Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и телевидению, проводят социологические опросы. И чем больше говорят и пишут, тем жарче становятся споры о том, что такое свободное время и что значит разумно его использовать. Причина подобного интереса состоит в том, что у нас заметно возрос объём свободного времени и мы в известной мере оказались застигнутыми врасплох, так как не были достаточно подготовлены к наиболее разумному его использованию.

С позиции современных исследователей (А.Б.Антонова, Т.С.Комарова, А.В.Даринского, М.Б.Зацепина, М.В.Созинова и др.) досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей.

Досуг – синоним словосочетания «свободное время». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать обобщенное определение. Итак, досуг- это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу и домой, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.).

Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг – показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг- средство всестороннего развития личности человека .К.Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность». Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Совершенствовать процесс семейного воспитания помогает обогащение содержания семейных традиций, которое так же способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между её членами, особенно между родителями и детьми.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т.д.) Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, национальные игры, спортивные развлечения и другое.

Семья выполняет определенные функции:

- Воспитательная - социализация молодого поколения;

- Хозяйственно - бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

- Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

- Социального контроля - ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;

- Духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;

- Социально-статусная - семья занимает определенное социальное положение в обществе;

- Эмоциональная осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

- Досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. В организации семейного досуга, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей с умственной отсталостью
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. психофизическая тренировка умственная отсталость Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умств ...

Оптимальные нормы двигательной активности
По мнению гигиенистов, наиболее оптимальным является стимулирующий режим двигательной активности, при котором на организм воздействуют разносторонние, постепенно и последовательно увеличивающиеся по интенсивности физические нагрузки, что обусловливает функциональную адаптацию организма, развивая ег ...

Особенности речевого развития воспитанников детских домов
Характерным для детей, воспитывающихся в детских домах, является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у воспитанников домов ребенка лепет отмечается в период от 7 до 1 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru