Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы

Образование и воспитание » Система и структура высшего профессионального образования » Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы

Страница 1

Высшее учебное заведение – (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Классический статус

На сегодняшний день в России существует три вида высших учебных заведений, соответствующих определенному аккредитационному статусу, в которых можно получить высшее профессиональное образование: институт, академия и университет.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и вести научную работу.

Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений.

Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.

Статус рождает возможности

Разные статусы вузов предполагают совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от студентов зависит, насколько разумно при получении образования они смогут воспользоваться ресурсами вуза. Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг такова, что на нем действует очень много вузов. Многие из них считаются слабыми, такие ждут плановой проверки и боятся закрытия. Также демографическая ситуация сложилась не лучшим образом: если вуз не наберет первокурсников, он может прекратить свое существование. Поэтому, чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. То есть одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов.

Автономный вуз

Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети – из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современного предприятия.

Институт

Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.

Магистерский университет. Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ – Высшая школа экономики.

Научно-образовательный центр

Это всего два вуза – МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.

Национально-исследовательский университет. Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году. Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ. Сформирован еще не весь список. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э. Баумана, а еще – политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга. В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Развитие личности ребенка средствами аппликации
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренн ...

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников
Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос "Где мама?", просто говорит слово "мама", тем самым как будто го ...

Занимательность внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе как одно из условий развития интереса к родному языку
Большинство детей приходят в школу с огромным желанием учиться, узнавать что-то новое, но строгие рамки урока не всегда дают возможность учителю провести урок в соответствии с потребностью детей. Обращая внимание на потребности детей, не следует забывать и о потребности младших школьников в игре. К ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru