Направления и особенности работы библиотек с детьми и подростками

Параграф призван характеризовать работу библиотек области с детьми и подростками, ее особенности и специфику.

На 1.01.2005 года детское население Пермской области обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40 центральных детских библиотек, 41 специализированный детский филиал. В 614 библиотеках организовано обслуживание детей и взрослых. Уменьшилась сеть специализированных детс5ких библиотек на 5 единиц. Количество пользователей-детей 329685. По-прежнему проблемным остается комплектование литературы для детей и подростков. В 2004 году в библиотеки поступило 116205 экземпляров новых изданий, что значительно меньше, чем в 2003 году (2003 г. - 142951).

Работа в библиотеках ведется прежде всего с целью пропаганды книги. А так как библиотека детская, то способов великое множество: литературные праздники (Неделя детской книги и т.д.), красочные выставки, встречи с художниками-иллюстраторами (такая встреча прошла совсем недавно с Пермской областной детской библиотеке им.Л.И. Кузьмина с С.Р. Ковалевым) и писателями. Кроме того, создаются программы развивающего чтения :

для дошкольников разработаны программы в Кишертской, Уинской, Березовской, Пермской, Очерской, Березниковской, Кунгурской, Еловской, Верещагинской, Краснокамской ЦБС. Интересны программы в Горнозаводске. Цель программы - "Читающие дети - будущее России" - знакомство с художественной литературой, воспитание любви и интереса к книге. Подобные программы способствуют формированию у дошкольников интереса к библиотеке, к книге, умение слушать, рассуждать и читать.

для младшего школьного возраста - программы "Воспитание будущего читателя" (Бардымская ЦДБ), "Литература и фантазия" и Школа творческого чтения "Книгочей" (ЦДБ г. Перми), Школа семейных чтений (б-ка "2 Краснокамской ЦБС")

для подростков созданы программы развивающего чтения только в Соликамске и Березниках: "О подростке - для подростка", "Не осуди детские сердца", "Гармония". Работа проводится с коррекционными группами по произведениям О. Уальда, Э. Маршалла, Х. Андерсена, В. Крапивина, Ю. Томина, Ю. Сотника и т.д.

Во многих библиотечных системах (в 2004 г. - в 22) ведется работа с детьми с ограниченными физическими возможностями .

Соликамская городская библиотека семейного чтения для воспитателей и родителей детского сада (для детей с ОВЗ) провела обзор новых книг, день информации "Мой ребенок не такой, как все", праздник "Сказка за сказкой", а в Чусовской ЦБС для детей с ОВЗ организован клуб "Надежда".

Ведется работа с детьми из многодетных и патронатных семей. Так, в Губахе победителем конкурса "Лучшая читающая семья Прикамья" стала патронатная семья Нечаевых.

Ведется работа и с детьми, оставшимися без опеки родителей. Библиотеки организуют для них в учебных и воспитательных учреждениях пункты выдачи (г. Верещагино), приглашают на занятия.

Работа с детьми, и особенно в библиотеке, должна предусматривать все, вплоть до интерьера, чтобы ребенок хотел приходить сюда снова и снова. Именно поэтому важно не только дифференциация по возрасту, в связи с этим разные отделы, но и внутри отдела выделение зон: игровая - для самых маленьких, где помимо книжек-игрушек разного плана, есть обыкновенные игрушки, которые заинтересуют ребенка на то время, пока родители выбирают книги, отдел со справочной и художественной литературой и т.д. В создании интерьера важно все: ковер, на котором целый город с автомобильными дорогами, шторы с веселыми картинками, мягкие игрушки и т.д. (Пермская областная библиотека им.Л.И. Кузьмина).

Таким образом, мы можем говорить об огромной роли библиотек Пермской области в формировании у ребенка не просто любви книге, а значит, умения рассуждать и думать, но и жизненных принципов, его нравственной культуры. Можно говорить и о разнообразии методов и форм работы.

Полезная информация:

Узнавание, воспроизведение и припоминание
Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трёх уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание. Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Воспроизведение – более ...

Психологические теории как основа некоторых педагогических технологий
Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре цел ...

Организация инновационной деятельности
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедически ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru