Изучение особенностей непроизвольного запоминания

Образование и воспитание » Изучение особенностей непроизвольного запоминания

В настоящее время развитие ребенка в детском саду привлекает все больше внимания. Сейчас детей раньше отдают в школу и с этим связано очень много вопросов как у родителей, так и у психологов. Естественно, любой родитель волнуется – готов ли мой ребенок к занятиям в школе, сможет ли он потянуть более насыщенную программу, сможет ли выдержать новый режим дня? Вопросы эти естественны и обоснованны. Ими задаются и психологи – как в школе, так и в детском саду.

Говоря о готовности ребенка к школе, мы сразу думаем о познавательных процессах, а точнее, о их произвольности. Ведь одним из главных критериев готовности к школе является именно произвольности когнитивных функций ребенка – сможет ли он специально удерживать внимание на не очень интересном для него объекте, сможет ли он решать задачи не имея личной заинтересованности, сможет ли он запоминать сложный и объемный материал?

В данной работе мы хотели бы затронуть именно тему памяти. Ведь память является основой нашей жизни – усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, овладение нормами поведения – все это связано с проблемами памяти. И, конечно же, нас интересует то, как дети запоминают? От чего зависит их произвольная и непроизвольная память? Как можно повлиять на развитие памяти у детей?

Когда дети начинают овладевать основами произвольной памяти, у них возрастает самоконтроль и самостоятельность, поэтому основы произвольного, логического запоминания должны закладываться как можно раньше, но этому детей надо учить. И вот вопрос – как это сделать?

Психологи в различные времена достаточно подробно изучали проблемы памяти (особенно, в Харькове). Известно интересное исследование Л.М. Житниковой по изучению особенностей запоминания у дошкольников. Но с тех пор прошло достаточно много времени. А в настоящий момент в мире происходят стремительные изменения, связанные, в том числе, и со стремительным развитием техники. Дети с ранних лет знают что такое компьютер и мобильный телефон, и учатся с ними обращаться быстрее некоторых взрослых. Это плюс. Но есть и другая сторона медали – дети все больше манипулируют виртуальными предметами (изображениями на экранах, например), и все меньше имеют дело с реальными предметами. Поэтому возникает закономерный вопрос – а может от способа восприятия, познания окружающих предметов может зависеть и эффективность их запоминания? Поэтому мы решили попробовать воспроизвести эксперимент по классификации и непроизвольному запоминанию Л.М. Житниковой, но с некоторыми дополнениями. Новизна данной работы состоит в том, что исследование непроизвольно запоминания и способности к классификации у дошкольников проходит с учетом условий восприятия и действия с предметами: только визуального или визуально-кинестетического.

Объект исследования: непроизвольная память старших дошкольников.

Предмет исследования: особенности непроизвольной памяти старших дошкольников при визуальном и кинестетическом действии с предметами

Целью нашего исследования является изучение особенностей непроизвольного запоминания и особенностей классификации предметов в условиях различного типа действия с предметами.

Мы перед собой поставили следующие задачи:

Исследование способностей старших дошкольников к классификации предметов;

Исследование особенностей непроизвольного запоминания старших дошкольников в процессе деятельности с предметами;

Исследование особенностей непроизвольного запоминания старших дошкольников в процессе деятельности с изображениями предметов;

Сравнение особенностей непроизвольного запоминания у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста;

Сравнение полученных данных с результатами исследования Л.М. Житниковой;

Методики:

Исследование непроизвольной памяти у дошкольников Л.М. Житниковой;

Методы математической обработки данных по U-критерию Манна-Уитни и Т-критерию Вилкоксона

Выборка:

В эксперименте принимали участие 30 детей (15 мальчиков и 15 девочек) старшего дошкольного возраста (5–6,5 лет), воспитанников ДУ №361 г. Харькова (группы №5 и №7).

Практическое применение: результаты исследования могут быть использованы психологами и воспитателями детских дошкольных учреждений, а также родителями дошкольников.

Полезная информация:

Формирование словообразования у детей с ОНР
Словообразование представляет собой, с одной стороны. Особый путь развития словаря, одно из средств пополнения словарного запаса языка, с другой – оно является составной частью морфологической системы языка так как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем. В процессе форм ...

Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями
В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и анто­нимов» М.Р. Львов отметил: «Если учи­тель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие сло­вари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать по ...

Технологическая последовательность изготовления трикотажных изделий
1. Подготовка пряжи к вязанию Все сырье, поступающее на склад фабрики, подвергается контролю. Проверяются физико-механические показатели, и, выборочно, внутри-паковочные дефекты, определяется соответствие качества сырья требованиям ГОСТа и ТУ. Пряжу, поступившую на початках или в мотках, а также на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru