Изучение особенностей непроизвольного запоминания

Образование и воспитание » Изучение особенностей непроизвольного запоминания

В настоящее время развитие ребенка в детском саду привлекает все больше внимания. Сейчас детей раньше отдают в школу и с этим связано очень много вопросов как у родителей, так и у психологов. Естественно, любой родитель волнуется – готов ли мой ребенок к занятиям в школе, сможет ли он потянуть более насыщенную программу, сможет ли выдержать новый режим дня? Вопросы эти естественны и обоснованны. Ими задаются и психологи – как в школе, так и в детском саду.

Говоря о готовности ребенка к школе, мы сразу думаем о познавательных процессах, а точнее, о их произвольности. Ведь одним из главных критериев готовности к школе является именно произвольности когнитивных функций ребенка – сможет ли он специально удерживать внимание на не очень интересном для него объекте, сможет ли он решать задачи не имея личной заинтересованности, сможет ли он запоминать сложный и объемный материал?

В данной работе мы хотели бы затронуть именно тему памяти. Ведь память является основой нашей жизни – усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, овладение нормами поведения – все это связано с проблемами памяти. И, конечно же, нас интересует то, как дети запоминают? От чего зависит их произвольная и непроизвольная память? Как можно повлиять на развитие памяти у детей?

Когда дети начинают овладевать основами произвольной памяти, у них возрастает самоконтроль и самостоятельность, поэтому основы произвольного, логического запоминания должны закладываться как можно раньше, но этому детей надо учить. И вот вопрос – как это сделать?

Психологи в различные времена достаточно подробно изучали проблемы памяти (особенно, в Харькове). Известно интересное исследование Л.М. Житниковой по изучению особенностей запоминания у дошкольников. Но с тех пор прошло достаточно много времени. А в настоящий момент в мире происходят стремительные изменения, связанные, в том числе, и со стремительным развитием техники. Дети с ранних лет знают что такое компьютер и мобильный телефон, и учатся с ними обращаться быстрее некоторых взрослых. Это плюс. Но есть и другая сторона медали – дети все больше манипулируют виртуальными предметами (изображениями на экранах, например), и все меньше имеют дело с реальными предметами. Поэтому возникает закономерный вопрос – а может от способа восприятия, познания окружающих предметов может зависеть и эффективность их запоминания? Поэтому мы решили попробовать воспроизвести эксперимент по классификации и непроизвольному запоминанию Л.М. Житниковой, но с некоторыми дополнениями. Новизна данной работы состоит в том, что исследование непроизвольно запоминания и способности к классификации у дошкольников проходит с учетом условий восприятия и действия с предметами: только визуального или визуально-кинестетического.

Объект исследования: непроизвольная память старших дошкольников.

Предмет исследования: особенности непроизвольной памяти старших дошкольников при визуальном и кинестетическом действии с предметами

Целью нашего исследования является изучение особенностей непроизвольного запоминания и особенностей классификации предметов в условиях различного типа действия с предметами.

Мы перед собой поставили следующие задачи:

Исследование способностей старших дошкольников к классификации предметов;

Исследование особенностей непроизвольного запоминания старших дошкольников в процессе деятельности с предметами;

Исследование особенностей непроизвольного запоминания старших дошкольников в процессе деятельности с изображениями предметов;

Сравнение особенностей непроизвольного запоминания у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста;

Сравнение полученных данных с результатами исследования Л.М. Житниковой;

Методики:

Исследование непроизвольной памяти у дошкольников Л.М. Житниковой;

Методы математической обработки данных по U-критерию Манна-Уитни и Т-критерию Вилкоксона

Выборка:

В эксперименте принимали участие 30 детей (15 мальчиков и 15 девочек) старшего дошкольного возраста (5–6,5 лет), воспитанников ДУ №361 г. Харькова (группы №5 и №7).

Практическое применение: результаты исследования могут быть использованы психологами и воспитателями детских дошкольных учреждений, а также родителями дошкольников.

Полезная информация:

Сущность и основные положения теории элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя «институтами» в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их вс ...

Программа изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
Данная программа была разработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г. Череповец. Данная программа состоит из трех этапов. Объект изучения: опыт работы социального педагога в школе по сплочению ...

Умственное развитие младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru