Понятийный аппарат информационных технологий обучения

Страница 3

Таким образом технология обучения – есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания. Процедуры, из которых она складывается, вообще говоря, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного требуемого педагогического результата. Скорее эти процедуры следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам технологии обучения позволил выделить наряду с общими наиболее существенные ее признаки: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация. Кратко раскроем их содержание.

Диагностическое целеобразование и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности всего процесса обучения. Следует уточнить, что цель поставлена диагностично, если:

·дано настолько точное описание формулируемого качества, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств;

·имеется способ, "инструмент" для однозначного выделения диагностируемого качества;

·возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;

·существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерений.

Экономичность выражает качество технологии обучения, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных дидактических результатов.

Следующая группа признаков (алгоритмизированность, проектируемость, целостность и управляемость) отражают различные стороны идеи воспроизводимости технологий обучения.

Признак корректируемости предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четкое целеполагание. В этом смысле признаки корректируемости, диагностического целеобразования и результативности взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения различных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Может возникнуть уместный вопрос: указанные признаки в той или иной мере присущи и таким категориям как педагогическая, дидактическая и методическая системы. В чем между ними разница? Технология обучения является составной (процессуальной) частью дидактической и методической системы. Так, например, если методическая система отвечает на вопросы: чему учить? как учить? зачем учить?, то технология обучения, прежде всего, отвечает на вопрос как учить с одним существенным дополнением: как учить результативно.

Анализ позволил выделить три основные функции технологии обучения: описательную, объяснительную и проектировочную. Описательная раскрывает существенные аспекты практического процесса обучения и делает это достаточно точно. Пользуясь соответствующим инструментарием, различные специалисты должны дать одинаковое описание этого процесса. Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например, эффективность различных методов) и определить оптимальные их комбинации. Что касается проектировочной функции, то она осуществляется при описании процесса обучения на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации. Таким образом, можно утверждать, что реализм педагогической системы в ее технологичности, то есть воспроизводимости на практике.

Резюмируя сказанное, предлагается следующий алгоритм образовательной концепции на основе использования технологии обучения:

1. описание конечных целей (цели) системы образования;

2. описание в диагностичных показателях промежуточных целей;

3 обоснованное конструирование содержания обучения;

4. рекомендация стандартных технологий обучения, гарантирующих достижение поставленных целей и обеспеченных методиками объективного контроля качества обучения;

5. описание организационных форм и условий обучения.

Опираясь на приведенный выше анализ, раскроем дидактическую сущность педагогической категории "Информационная технология обучения".

В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С.Гершунского, А.Л.Денисовой, С.Р.Домановой, А.Н.Тихонова, Г.А.Козловой, И.В.Марусевой, И.В.Роберт, Ю.М.Цевенкова, Е.Ю.Семеновой и др.), часто встречаются такие однопорядковые синонимические выражения как "новые информационные технологии", "технологии компьютерного обучения", "компьютерные педагогические технологии" и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Сущностная характеристика познавательного интереса
Среди различных психологических феноменов большое внимание уделяется интересам. По противоречивости суждений о природе и сущности интереса это понятие не уступает другим, рассматриваемым в качестве побудителей активности человека. Во многих работах интерес определяется как потребность человека к по ...

Систематизация педагогического опыта по проблеме контроля знаний и умений учащихся
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...

Пути и средства повышения уровня воспитания личности в образовательном процессе по предмету "Технология"
Технология – предмет многогранный. И в отличие от других учебных предметов, за последние несколько лет претерпела много изменений. В привычное содержание образования по трудовому обучению, помимо прочих изменений, включены новые разделы или; как называют их технологи, новые модели. Одним из них явл ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru