Организация и методы проведения исследования

Образование и воспитание » Проблема оптимизации методов обучения » Организация и методы проведения исследования

Страница 1

План-конспект лекции. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.

План-конспект семинара. Термин «семинар» имеет несколько значений. Если речь идет об учебном семинаре в школе или в вузе, то это особая форма проведения занятия, подразумевающая совместное обсуждение той или иной темы. Привычной форма семинара является для вузов. А вот в школе такое занятие относят к нетрадиционным формам.

Оптимизация является одним из важных принципов организации учебной деятельности. Без овладения умением оптимизировать сам учебный процесс преподаватель будет ограничиваться лишь внешними признаками научной организации педагогического труда — улучшать расположение приборов, применять технические средства, совершенствовать дидактические материалы, но не будут касаться самой его сердцевины — выбора и осуществления наилучшего для данных условий варианта процесса обучения.

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.

Для проведения исследования были выбраны три метода обучения - лекция, практическое занятие и открытое занятие по дисциплине «Экономика». По всем трём методам были составлены планы-конспекты и проведены занятия.

Выбор наиболее эффективных методов обучения – один из центральных моментов оптимизации учебного процесса.

Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них.

Методы обучения подразделяются на 3 большие группы:

Методы организации учебно – познавательной деятельности

Методы стимулирования учебно – познавательной деятельности

Методы контроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из ряда конкретных методов обучения. Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа), наглядные методы, практические методы (упражнения, лабораторные опыты). Все эти методы обеспечивают передачу учебной информации учителем и восприятие её обучающимися посредством слушания, наблюдения, практических действий

Группу методов организации учебно-познавательной деятельности так же подразделяют на проблемно-поисковые и репродуктивные методы, имея в виду, как осуществляют ученики усвоение нового учебного материала – путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же репродуктивного запоминания учебной информации, сообщаемой преподавателем.

Практика показала, что, чем богаче представления педагога о многообразии методов, тем эффективнее, действеннее становится избираемый комплекс методов, и их палитра позволяет сделать процесс обучения особенно удачным.

Суть и логика излагаемой в данной курсовой работе точки зрения состоит в следующем. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.

Социальный опыт - это совокупность деятельностей, накопленных человечеством в процессе познания объективного мира, т.е. в результате его "распредмечивания". Социальный опыт, будучи аналогом содержания образования, представляет собой систему четырех видов содержания: 1) знаний о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности; 2) опыта осуществления способов деятельности, т.е. реализации знаний о них; 3) опыта творческой деятельности; 4) опыта эмоционально-чувственного отношения к миру и его объектам. Поэтому и содержание образования состоит из тех же взаимосвязанных элементов.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента
Как показано в предыдущих параграфах, профильное обучение представляет собой сложный комплекс организационно-педагогических инноваций на старшей ступени общего образования (включая предпрофильную подготовку в IX классе). В силу этого массовому введению предпрофильной подготовки и профильного обучен ...

Опыт работы учителя начальных классов по организации внеклассных занятий по русскому языку
Интерес представляет опыт учителя начальных классов из деревни Алексеевка, Изнасковского района, Калужской области Е.Е. Мельниковой. Она предлагает использовать во внеклассной работе по русскому языку нестандартные формы проведения занятий, способствующие повышению у детей интереса к русскому языку ...

Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики
Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики потребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе нами была проведена контрольная работа в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова. Целью контроль ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru