Роль учителя в формировании самооценки

Страница 2

- Склонность подчеркивать недостатки у других: "Беда его в том, что…";

- Неспособность принять похвалу: "Вы на самом деле так не считаете…";

- Отрицательное отношение к школе и учителям: "Мне кажется учитель меня не любит…";

- Низкая мотивация, отказ от попыток добиться какого-то успеха: "Меня не интересует…"

- Плохая социальная адаптация, застенчивость или повышенная чувствительность к критике: "Все против меня…".

Однако корреляция между самоуважением и уверенность в своих академических способностях далека от полной: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе, тем не менее, удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других. Кроме того, если они принадлежат к культуре, где образованию не придается большого значения, их самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе. Мнение родителей и группы сверстников, в которую входит ребенок, для него гораздо важнее, чем мнение более широкого окружения. Вот почему чернокожим детям независимо оттого, что они ежедневно сталкиваются с расовыми предрассудками, в общем, удается развить высокое самоуважение.

Принимая во внимание, тесную связь между самоуважением и достижениями многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Умеренная похвала, бесспорно. Может быть весьма полезной. Однако критики считают, что слишком обильные похвалы, не связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А это может создавать осложнения с проблемы в отношении со сверстниками и учителями.

Подросток с адекватной самооценкой проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей компетентности, полагает, что напряженно трудится, ставит перед собой реалистические цели, с гордостью принимает похвалу и не реагирует на болезненную критику, принимает на себя ту или иную ответственность и с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

Самооценка является составляющей частью Я-концепции, которая формируется в подростковом возрасте. Формирование самооценки начинается в раннем детстве.

Самооценка бывает заниженной, завышенной и адекватной. Самооценка может изменяться в зависимости от возрастного периода, в котором в данный момент находится ребенок.

Также на самооценку влияет стиль семейного воспитания, успехи или не успехи ребенка в учебе, отношения сверстников. В тоже время от самооценки зависят академические успехи подростка, самочувствие в среде других подростков, отношения со взрослыми.

В подростковом возрасте самооценка бывает чаще заниженной, т.к. подростковый возраст является возрастом личностной нестабильности, потому, что у подростков возникает интерес к своему внутреннему миру, происходит постепенное усложнение и углубление самопознания, возникает особая форма самосознания – чувство взрослости. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей и учителей.

Не смотря на это, возможно влиять на самооценку ученика, путем педагогических приемов, например, при помощи организации успеха в учении.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Что составляет экологическую культуру
Слово <<экология>> и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под <<экологическим воспитанием>> понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомн ...

Исследование корреляционной зависимости между показателями физическим развитиием и двигательной подготовленностью девушек 10-11 классов
Знание величины связи между показателями в тестах двигательной подготовленности и физического развития представляет значительный интерес для практики физического воспитания. Был проведен расчет ранговой корреляции между показателями физического развития и двигательной подготовленности школьниц 10-1 ...

Влияние занятий силовой направленности на морфофункциональные показатели занимающихся
Еще в 50-е годы бытовало мнение, что занятия с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г. П. Сальникова в брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru