Значение изучения иностранного языка

Страница 1

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь­ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран­ного языка закладывает основы иноязыч­ной речевой деятельности, является допол­нительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, со­вместно с изучением родного языка помо­гает лучше понять общечеловеческие спо­собы речевого общения, способствует воспи­танию чувств патриотизма, интернациона­лизма, нравственных качеств личности.

И это, разумеется, так, но названные на­правления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учеб­ного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина за­ключается в том, что деятельиостное обу­чение пока еще подменяется исполнитель­ским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообще­ние готовых знаний), а развитие — декла­ративным.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школь­ной программы наиболее полно раскрывают­ся в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятель­ности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером; б) по мере взросле­ния учащиеся все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельно­сти; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

Все эти положения в той или иной форме нашли отражение в упомянутой выше кон­цепции. Одобряя ее в целом, хотелось бы подробнее рассмотреть исходное положение этой концепции — о развивающем обучении средствами иностранного языка, с тем чтобы содействовать его дальнейшей, более де­тальной разработке.

Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности школьника. Личностная активность обеспечивает активное отношение к зна­ниям,систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, по-скольку она ооусловлена психологическими особенностями личности — актуальными потребностями, значимыми для ученика целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями.

Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в виде знаний. Они становятся результатом самостоятельного включения учащихся в учебную деятельность и являются итогом деятельностной организации учебного процесса по иностранному языку. При такой организации средствами предмета иностранный язык развиваются индивидуальные особенности школьника, описываемые ниже.

На уроках иностранного языка форми­руются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудирова-нии развиваются речевые автоматизмы, на­выки и умения, а также механизмы опере­жающего отражения высказывания, опера­тивной памяти, слухового и зрительного восприятия речи, смыслового структуриро­вания высказывания. Развитие этих меха­низмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухо-и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция.

Изучение иностранного языка способст­вует развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотех­ника, то есть разные приемы запоминания — произвольные и непроизвольные, механиче­ские и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языко­вых явлений школьники овладевают приема­ми аналитического расчленения целой грам­матической конструкции на части, синте­тической интеграции частей в целое. В ходе такой работы формируются языковые обоб­щения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем и правил, то есть со­вершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащает­ся, если развивает абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысле­ния речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая ее лингвистическую ориентиро­вочную основу. Формируемая при этом системность мышления является еще одной стороной совершенствования позна вательных функций психики школьников, изучающих иностранный язык.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Конспект занятия по звуковой культуре речи детей старших групп на дифференциации звуков С и Ш
Пример занятия: Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш]; учить детей различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие фонема ...

Технология применения поощрения и наказания
Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностью отношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношений учащихся к организуемой деятельности, к самим себе - их внутренних психических состояний), любая ситуация представляет собой как бы "срез&quo ...

Последствия наркомании: психическая и физическая зависимость
Употребление наркотических веществ приводит к зависимости от них, то есть формируется наркомания - хроническое психическое заболевание. Сроки развития коротки, например, достаточно 3-5 инъекций для того чтобы человек стал наркоманом. Вся жизнь и мысли таких людей сконцентрированы на наркотиках - на ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru