Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач

Страница 2

Определение мышления в разных источниках трактуется по-разному. Приведем несколько примеров определений мышления.

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Мышление – форма психического отражения, свойственная только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познавательными феноменами.

Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления: предметно–действенное, наглядно–образное, абстрактное.

Предметно–действенное мышление – это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который непосредственно опирается на восприятие или представления.

Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

Кроме видов мышления, есть формы мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации, классификации.

Таким образом, мышление сложный психический процесс имеющий виды, формы, операции.

Задача является одним из средств развития различных форм мышления.

Основным средством, которое используется воспитателями ДОУ в процессе общего и математического развития детей старшего дошкольного возраста, является задача, в условии которой отражаются реальные, бытовые и игровые ситуации.

Что такое задача, разные авторы истолковывают по- своему. Рассмотрим некоторые определения понятия «задача».

Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны. ( Фридман Л.М.)

Задача - связный лаконичный рассказ, в который введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные величины, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. ( Свечников А.А.)

Задача - требование определить математический объект, удовлетворяющий заданным условиям. (Толковый математический словарь)

Задача есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием, дать количественную характеристику какого - либо компонента этой ситуации. ( Стойлова Л.П.)

Задача - это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций. (Семенов Е.М.)

Таким образом, любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие и требование. В начальном курсе математики понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметической задаче (текстовой, сюжетной, вычислительной). Поэтому, следуя принципу преемственности между детским садом и школой, будем использовать определение задачи Семенова Е.М.

Задачи играют большую роль в математической подготовке дошкольников, т.к. они являются одним из средств формирования представлений о числе, счете, величине, фигуре, ориентации в пространстве и во времени; развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное и отбрасывать второстепенное.

Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует побуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнуто ...

Взаимосвязи иностранного языка с другими науками
Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Наиболее плодотворные пути совершенствования учебного процесса по иностранным языкам при условии использования межпредметных связей можно усматривать в совершенствовании, как содержательного плана учебно ...

Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культуры детей. Особенности детского голоса
Пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при у ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru