Основы формирования культуры движений младших школьников

Страница 8

2) грация (грациозность движений):

- сочетание силы и красоты движений;

- пространственная точность и максимальная амплитуда;

- контрастность движений;

- манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;

- контакт со зрителем ("чувство зрителя").

Гармоничность двигательных действий, обеспечивающая единство, согласованность, соразмерность частей единого двигательного акта, а также включение разнохарактерных движений:

- симметричных и асимметричных;

- силовых и маховых;

- динамических и статических;

- быстрых и медленных;

- длинных и коротких;

- контрастных и дополняющих друг друга;

- простых и сложных;

3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

- непрерывность движений от начала до конца без пауз, отсутствие неоправданных остановок, нарушающих композицию;

- единство физического и внутреннего состояния (тела и духа).

Пластичность имеет две разновидности: статическую и динамическую, каждая из которых представлена специфическими и неспецифическими проявлениями. Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Она может передавать внутреннее состояние спортсмена в момент максимального усилия, позволяя демонстрировать его физическую и духовную мощь. Любое проявление статической пластичности связано со стремлением к совершенству и может проявляться в момент окрыления, когда спортсмен максимально близок к победе, ощущает ее всем своим существом. Поэтому каждое произведение искусства с изображением спортивной символики служит средством общения между людьми, так как содержит информацию, воздействующую на человека, его внутренний мир. Скульптура дает представление об идеальной форме и красоте тела людей разных веков и является свидетельством постоянного стремления человека к физическому совершенству.

p51_pic.jpg (46963 bytes)

Пластичность движений нижних конечностей более всего проявляется во время легкоатлетических, акробатических прыжков, пируэтов, поддержек в фигурном катании, в беге. О стиле бега чемпиона Олимпийских игр 1936 г. на дистанции 1500 м Джека Лавлока написано следующее: "…это чистейшее колдовство: нечто почти сверхчеловеческое в совершенной координации каждого его движения, видимое отсутствие напряжения и лирическая плавность стиля и ритма бега. Воистину, это была поэзия движения" [3, с.22].

Особенно большое значение имеет пластичность ног в хореографии, гимнастике и балете.

Группу неспецифических проявлений пластичности составляют разнообразные бытовые, трудовые движения. Так, движения высококлассного токаря, плотника отличаются не только отсутствием лишних движений, но и высокой степенью их соразмерности, плавности, подчиненности строгому ритму. Каждое движение имеет четко выраженное начало, постепенное увеличение его интенсивности и завершенность.

Мимика передает настрой человека и его состояние в данный момент. Например, спокойная улыбка является свидетельством хорошего расположения духа. Нахмуренные, сдвинутые брови, сжатые губы - признак недовольства, глубокой сосредоточенности.

Критериями пластичности являются:

1. Степень внутреннего ощущения характера двигательного действия:

- точность пространственных, временных и силовых характеристик движения.

2. Уровень развития артистичности:

- эмоциональный подъем;

- выражение чувства вдохновения, окрыленности, раскованности;

- ощущение полного слияния движений с музыкой.

3. Степень самообладания:

- отсутствие тремора;

- идеальная осанка.

4. Степень сопереживания и контакт со зрителями.

Одним из ведущих факторов, определяющих степень проявления пластичности, служит соразмерность развития и выраженности физических и ДКК. Известно, что без определенного уровня силы, быстроты, выносливости, а также ловкости, подвижности, точности, гибкости невозможно передать характер любого достаточно сложного двигательного действия. Далеко не каждое упражнение требует максимального проявления силы или гибкости. Вместе с тем очевидно, что при их слабой выраженности также невозможно освоить двигательное действие без искажения его качественных характеристик. Поэтому строгое соответствие физических и ДКК является одним из важных составляющих проявления пластичности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Консолидированное мнение о проекте закона «Об образовании», опубликованном 01.12.2010 г
1. Крупнейший недостаток проекта закона «Об образовании» - отсутствие в нем уровня «начальное профессиональное образование» (НПО). Такое явление крайне опасно как в социальном, так и в экономическом плане. Исчезновение такого важнейшего звена как НПО, имеющего стратегическое, политическое, экономич ...

Трудности понимания письменной речи глухими школьниками
Процесс понимания речи - довольно сложный процесс. А.Р. Лурия называет его процессом декодирования поступающей речевой информации, который начинается с восприятия внешней развернутой речи, затем переходит в понимание более общего значения высказывания, а далее - и в понимание подтекста этого высказ ...

Становление и развитие педагога
Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из пре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru