Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального искусства

Образование и воспитание » Использование театральных этюдов по системе Станиславского К.С. в школьном театре » Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального искусства

Страница 2

Тропинка к подсознательному прокладывается через освоение и последовательное использование «элементов внутреннего самочувствия» артиста: ослабление мышц, круги внимания, публичное одиночество, видения внутреннего зрения, память физических действий, общение, веру в предлагаемые обстоятельства, хотения, задачи, действие - одно из наиболее сложных, многослойных понятий учения Станиславского. Он заметил: «Надо четко понимать, откуда идет задача, откуда действие. Задача идет из головы, а действие идет от интуиции. Цель искусства создать внешнюю и внутреннюю нейтральность. Инструмент актера – его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые К.С. Станиславским «элементами творчества». Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда. Актер должен сопереживать и внешне воплощать пережитое. Голос и тело должны передавать тончайшие, почти неуловимые внутренние чувства. Этим выполняется одна из главных основ нашего искусства, которая заключается в активности и действенности нашего сценического творчества и искусства. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. Постоянное совершенствование этих элементов и составляет содержание «работы актера над собой» - первый раздел системы Станиславского, направленный на совершенствование актерской техники. Владение своим «инструментом» – психофизикой – позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее – входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо; волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия. Только на постоянных занятиях актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью»- это и является вторым разделом системы.

Роль актера не кончается на сцене. Создаваемая им система не годилась для того, чтобы использовать ее как рецепт или шпаргалку в работе над ролью. Она требовала от актера непосредственного труда и совершенствования, целеустремленного и организованного труда. А упражнения должны проделывать ежедневно, требуя много терпения и настойчивости. Система не сулила легких и эффективных побед. Она призывала учиться, настойчиво и упорно овладевать сценическим мастерством. Именно расцвета индивидуальности актера, расцвета его неповторимых данных, разрабатывал в своей системе.

«Жизнь все время меняется и меняется. Система тоже не стоит на месте». В этих словах отмечено одно из самых ценных качеств - ее неразрывная связь с жизнью. Эта связь и объясняет успех ее эволюции. Система - «Это сама жизнь!» подтвердил Станиславский К.С.

Есть некоторые положения в «системе» Станиславского, которые, строго говоря, нельзя рассматривать раздельно: их смысл, их сущность выступают наиболее полно и точно, когда они освещаются в связи с другими положениями «системы». К таковым относятся взгляды Станиславского на роль драматургии в театральном искусстве. Он считал ее фундаментом театра, той почвой, без которой и вне которой ничего не может возникнуть на сцене. «Искусство театра»,- говорил Станиславский, - во все времена было искусством коллективным и возникало только там, где талант поэта- драматурга действовал в соединении с талантами актеров. В основе лежит драматическая концепция, объединяющая творчество актера и сообщающая сценическому действию общий художественный смысл. Поэтому творческий процесс начинается с углубления в драму.

Систему Станиславского используют во всех театрах, и в обычных школах - театр, как идея и особый «жанр» драматического искусства, можно определить, как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области.

«Современный театр - это рутина, предрассудок. Когда поднимается занавес и при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти маленькие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, хотят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить маленький мораль, что б научить людей к чему то, доброму, яркому и светлому». Отсюда и отходит основная задача в школе мораль- переживание и передать пережитое. Подлинное действие раскрывает чувство правды внутренне и внешне. Подлинное действие и есть обоснованное и целесообразное, которое педагог должен направлять ребят.

Станиславский стремился к тому, чтобы внимание у ребят было целенаправленным, целеустремленным и глубоким. Всякий актер школы переживания знает по себе, как трудно сохранить внимание, при встрече актера со зрителями и сколь многообразны на сцене посторонние воздействия, которые могут отвлекать ребенка от выполнения сценических задач и нарушить творческое состояние ребенка. Поэтому едва ли не первый термин «системы» Станиславского - «круг». «Нужен способ оградить себя во всецелой сосредоточенности на жизни роли; нужен круг, в котором ты творишь ради зала, но не по его указке.» Если же этого «круга» нет, тогда действия создаваемые на сцене, мертвы, и в них чувствуется ни живое преставления, ни внутренних видений, хотений и стремлений , то есть творческий процесс теряется. Станиславский выдвигает в качестве такого связывающего и направляющего начало сверхзадачу. Сверхзадача- один из элементов системы, хотя и самый важный. «первая забота артиста- в том, чтобы не терять из виду сверхзадачи. Забыть о ней - значит порвать линию жизни изображаемой пьесы». Следовательно, логика действия ученика на сцене помогает ему сохранять в единстве все элементы «системы», держать фарватер сверхзадачи.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы. Для достиже ...

Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии к школе: результаты исследования и их обсуждения
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов мы выявили уровни адаптации детей к школе с заболеванием детский церебральный паралич, а также детей и без данной патологии. Рис. 1. Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии Данные представленные в рисунке ...

Отношение респондентов к образовательному процессу по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
В целях изучения состояния физического воспитания детей дошкольных учреждений старшего возраста проведено социологическое исследование с 126 воспитателями, методистами детских садов и родителями.Рис.1 Образование воспитателей Стаж работы воспитателей Рис.1. Факторы определяющие состоянии физическог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru