Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике

Страница 2

Стремление разрабатывать и реализовывать на практике идеи трудового воспитания имели место в первой половине XIX века также у представителей прогрессивной зарубежной буржуазно-демократической педагогики.

И.Г. Песталоцци - выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист, его мировоззрение складывалось в период начала промышленного развития в Швейцарии и обнищания в этот период крестьян. Помочь последним он наивно считал возможным только путем просвещения; всю свою жизнь он отдал воспитанию и обучению детей своего народа. Песталоцци пытался создать «азбуку умений» - руководство, в котором бы основные производственные процессы расчленялись на элементы, с подобранными физическими упражнениями. Но эта задача не была доведена им до конца. Ценна мысль Песталоцци также и о том, что трудовое воспитание не должно сводиться только к ремесленной подготовке детей, необходимо формирование правильных качеств - трудолюбия, добросовестности, настойчивости в труде и др. Песталоцци поставил опыт соединения производственного (ремесленного) труда с обучением, играми, гимнастикой. Но этот опыт оказался не состоятельным, так как связь умственного образования и труда Песталоцци представлял неправильно как одновременное механическое проведение их (дети вяжут, шьют, обучаясь в то же время речи и счету («Лингард и Гертруда»).

Известное развитие и претворение идеи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно найти в трудах Фридриха Фребеля, одного из крупнейших представителей немецкой буржуазной педагогики создателя оригинальной системы общественного воспитания - детского сада.

Целью воспитания он считал развитие природных способностей ребенка на основе его деятельности. Хотя в содержание воспитания Ф. Фребель как бы не вводит специальный термин - трудовое воспитание, - он, тем не менее, придавал большое значение воспитанию трудовой направленности детей, естественному участию ребенка в труде близких, а также организации в детском саду труда, посильного детям. В своих детских садах Фребель ввёл работу детей в природе (детский огород и цветник), ручной труд из разнообразных материалов (из бумаги, картона, ткани и др.). В помощь воспитателю Ф. Фребель разработал ценные методические указания по руководству всеми видами труда.

Большой вклад в развитие идеи трудового воспитания внесла русская прогрессивная педагогическая мысль XIX в. Особенно важно назвать имена революционеров-демократов 60-70-х годов - Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Они признавали огромную воспитательную роль труда. Так, Н.Г. Чернышевский категорически отрицал буржуазные взгляды на то, что якобы у бедняков имеется прирожденная склонность к лени, а у буржуазии - к работе; указывал на невыносимые условия для труда широких масс, ограбление их; на то, что обстоятельства отбивают охоту к труду, а не природа человека.

Чернышевский утверждал то, что труд без знаний бесплоден, знания и труд совместно помогают освобождению народа, улучшают его труд.

Ценны до настоящего времени идеи о труде, высказанные великим русским педагогом К.Д.Ушинским. Он был сторонник воспитательного значения труда в обучении и воспитании. Труд велик, по его мнению, не только созданием материальных ценностей, он велик силой своего влияния на моральный облик человека, на его психическую жизнь, физическое состояние. Труд нужен человеку для поддержания в нем человеческого достоинства. Отказ от труда приводит к физической и умственной деградации людей; человек неработающий теряет свои лучшие человеческие качества. Семьи, оберегающие детей от физического труда, развращают их, делают несчастными. Это суждение относится и к тем родителям, которые сами много работали, накопили средства, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться.

Эти суждения Ушинского близки нам, но они не могут быть понятным приняты тем обществом, в котором он жил и работал; их признавали только передовые люди того времени.

Во второй половине XIX века идея трудового воспитания нашла заметное отражение также во взглядах и практической деятельности у известных русских прогрессивных представителей дошкольной педагогики. Полезно обратиться в связи с этим к трудам Е.Н. Водовозовой - ученицы и последовательницы К.Д. Ушинского. Идея трудового воспитания освещалась ею в книге «Умственное и нравственное развитие детей».

Детский труд, по мнению Водовозовой, любимое занятие для ребенка, самое действенное средство против различных детских пороков. Е.Н. Водовозова определила виды труда, допустимые детям дошкольного возраста: выращивание и уход за растениями и животными, хозяйственный труд; раскрыла их содержание, сезонный характер труда; подчеркивала значение физического труда для умственного развития. В этих идеях ею был разработан ряд наблюдений и опытов (с растениями и неживой природой), которые должны будить детскую мысль, стремление экспериментировать в труде; рекомендовалось устройство уголков природы («естественно - исторический кабинет»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выпускает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащийся преобразует и охраняет ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее зак ...

Жидкокристаллические дисплеи
Жидкокристаллический дисплей (ЖКД) представляет собой специальную компьютерную приставку - плоский выносной дисплей, позволяющий проецировать информацию непосредственно из компьютера или видео источника через обычный графопроектор на большой экран. Панель ЖКД кладется на рабочее поле графопроектора ...

Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах
Общие принципы развивающего обучения конкретизируются в зависимости от специфики изучаемого учебного предмета, в данном случае иностранного (английского) языка. Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и другими ведущими психологами показали, что не любое обучение может дать желаемый ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru