Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике

Страница 2

Стремление разрабатывать и реализовывать на практике идеи трудового воспитания имели место в первой половине XIX века также у представителей прогрессивной зарубежной буржуазно-демократической педагогики.

И.Г. Песталоцци - выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист, его мировоззрение складывалось в период начала промышленного развития в Швейцарии и обнищания в этот период крестьян. Помочь последним он наивно считал возможным только путем просвещения; всю свою жизнь он отдал воспитанию и обучению детей своего народа. Песталоцци пытался создать «азбуку умений» - руководство, в котором бы основные производственные процессы расчленялись на элементы, с подобранными физическими упражнениями. Но эта задача не была доведена им до конца. Ценна мысль Песталоцци также и о том, что трудовое воспитание не должно сводиться только к ремесленной подготовке детей, необходимо формирование правильных качеств - трудолюбия, добросовестности, настойчивости в труде и др. Песталоцци поставил опыт соединения производственного (ремесленного) труда с обучением, играми, гимнастикой. Но этот опыт оказался не состоятельным, так как связь умственного образования и труда Песталоцци представлял неправильно как одновременное механическое проведение их (дети вяжут, шьют, обучаясь в то же время речи и счету («Лингард и Гертруда»).

Известное развитие и претворение идеи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно найти в трудах Фридриха Фребеля, одного из крупнейших представителей немецкой буржуазной педагогики создателя оригинальной системы общественного воспитания - детского сада.

Целью воспитания он считал развитие природных способностей ребенка на основе его деятельности. Хотя в содержание воспитания Ф. Фребель как бы не вводит специальный термин - трудовое воспитание, - он, тем не менее, придавал большое значение воспитанию трудовой направленности детей, естественному участию ребенка в труде близких, а также организации в детском саду труда, посильного детям. В своих детских садах Фребель ввёл работу детей в природе (детский огород и цветник), ручной труд из разнообразных материалов (из бумаги, картона, ткани и др.). В помощь воспитателю Ф. Фребель разработал ценные методические указания по руководству всеми видами труда.

Большой вклад в развитие идеи трудового воспитания внесла русская прогрессивная педагогическая мысль XIX в. Особенно важно назвать имена революционеров-демократов 60-70-х годов - Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Они признавали огромную воспитательную роль труда. Так, Н.Г. Чернышевский категорически отрицал буржуазные взгляды на то, что якобы у бедняков имеется прирожденная склонность к лени, а у буржуазии - к работе; указывал на невыносимые условия для труда широких масс, ограбление их; на то, что обстоятельства отбивают охоту к труду, а не природа человека.

Чернышевский утверждал то, что труд без знаний бесплоден, знания и труд совместно помогают освобождению народа, улучшают его труд.

Ценны до настоящего времени идеи о труде, высказанные великим русским педагогом К.Д.Ушинским. Он был сторонник воспитательного значения труда в обучении и воспитании. Труд велик, по его мнению, не только созданием материальных ценностей, он велик силой своего влияния на моральный облик человека, на его психическую жизнь, физическое состояние. Труд нужен человеку для поддержания в нем человеческого достоинства. Отказ от труда приводит к физической и умственной деградации людей; человек неработающий теряет свои лучшие человеческие качества. Семьи, оберегающие детей от физического труда, развращают их, делают несчастными. Это суждение относится и к тем родителям, которые сами много работали, накопили средства, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться.

Эти суждения Ушинского близки нам, но они не могут быть понятным приняты тем обществом, в котором он жил и работал; их признавали только передовые люди того времени.

Во второй половине XIX века идея трудового воспитания нашла заметное отражение также во взглядах и практической деятельности у известных русских прогрессивных представителей дошкольной педагогики. Полезно обратиться в связи с этим к трудам Е.Н. Водовозовой - ученицы и последовательницы К.Д. Ушинского. Идея трудового воспитания освещалась ею в книге «Умственное и нравственное развитие детей».

Детский труд, по мнению Водовозовой, любимое занятие для ребенка, самое действенное средство против различных детских пороков. Е.Н. Водовозова определила виды труда, допустимые детям дошкольного возраста: выращивание и уход за растениями и животными, хозяйственный труд; раскрыла их содержание, сезонный характер труда; подчеркивала значение физического труда для умственного развития. В этих идеях ею был разработан ряд наблюдений и опытов (с растениями и неживой природой), которые должны будить детскую мысль, стремление экспериментировать в труде; рекомендовалось устройство уголков природы («естественно - исторический кабинет»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации
Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это пло ...

Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки
Истоки педагогической мысли казахского народа уходят в древность, в народные предания и легенды. Начало духовной жизни и культуры народов складывалось веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, его мышление, образ жизни, поведение. Со временем изменялись представления, ре ...

Средства и методы адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в дошкольном возрасте
Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А. Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигатель ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru