Управление познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения

Образование и воспитание » Особенности использования новых информационных технологий в процессе обучения в ВУЗе » Управление познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения

Страница 1

Управление познавательной деятельностью обучаемых–необходимая составная часть дидактического процесса. Во многих педагогических монографиях и диссертациях достаточное внимание уделяется рассмотрению особенностей этого процесса. Причем в них доказывается, что любая учебная деятельность всегда управляема. Это либо непосредственные управляющие воздействия конкретного педагога, либо опосредованные воздействия некоторого "обобщенного" преподавателя (автоматическое управление) с помощью различных технических или компьютерных средств, либо самоуправление, осуществляемое обучающимся по отношению к самому себе.

Основными недостатками традиционного обучения с точки зрения эффективности управления познавательной деятельностью обучаемых являются:

Во-первых, один орган управления (преподаватель) и много управляемых элементов (обучаемых с разной степенью подготовки, различными способностями). Следовательно преподаватель поставлен перед необходимостью управлять одинакова качественно разными объектами управления, а проще говоря, ориентироваться на несуществующего "усредненного" обучаемого, а не на конкретного человека в данной аудитории.

Во-вторых, обратная связь об усвоении учебной информации обучаемыми преподавателем контролируется не постоянно, а лишь при проведении зачетов, контрольных работ и проверок. Преподаватель не знает степень усвоения материала обучаемыми в каждый момент времени и поэтому не может оперативно корректировать свои педагогические воздействия. Обратная связь работает не постоянно, а время от времени, со значительными перерывами, информация поступает с большим опозданием и в недостаточном объеме.

В-третьих, в такой сложной, какой является деятельность преподавателя в учебной аудитории (иногда сразу с несколькими десятками обучаемых–лекция, групповое занятие) его свобода "включать" и "выключать" по своему усмотрению каналы прямой и обратной связи сильно ограничена. Педагог может уделять внимание одним обучаемым лишь за счет других.

В-четвертых, преподаватель ограничен в значительной степени в возможности поддержать обучаемых в состоянии постоянной активной познавательной деятельности. Обучение–это двухсторонний процесс, а если одна сторона пассивна, то и эффективность обучения значительно снижается.

Названные недостатки могут быть в значительной степени устранены при использовании ИТО. Выполнение функций управления учебной деятельностью в ней следует рассматривать как существенный признак применения компьютера как обучающего средства. Когда мы говорим о ИТО, то имеем в виду прежде всего использование компьютера как средства управления учебной деятельностью.

Для эффективного управления процессом обучения в ИТО необходимо создание адаптивной модели действий педагога, явным образом учитывающей цели, методы, результаты обучения и решающей две основные задачи: задачу диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачу управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи–в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

Выводы, сделанные из сказанного в большинстве случаев совпадают с подходами, предложенными в, и сводятся к следующему. Развивающиеся в настоящее время ИТО по необходимости должны подчиняться общим дидактическим закономерностям процесса обучения-познания. При этом обучение следует понимать как информационный процесс формирования знаний у субъекта обучения под управлением преподавателя. В качестве субъекта обучения рассматривается индивидуум или группа индивидуумов. Знания при этом выступают в качестве информации способной генерировать новую информацию. Вопрос о понимании, что такое знания, является координальным в задаче формализации целей ИТО и вообще в проблеме информатизации образования.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Содержание разделов дисциплины «Биофизика»
Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий № Раздел дисциплины Лекции Лабораторные занятия Самостоятельная работа студента Раздел 1 Основы общей биофизики 2 4 6 Раздел 2 Молекулярная биофизика. 4 6 10 Раздел 3 Биофизика клетки 10 14 22 Раздел 4 Биофизика сложных систем организма 10 14 22 Раздел ...

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Содержание и задачи словарной работы в начальных классах
Слово - значимая единица языка, носитель смыслов. Словами и их сочетаниями означают определенные предметы и отвлеченные представления, словами же проявляются и чувства. Всякое речевое высказывание формируется из слов и сочетаний, выстроенных в определенной последовательности. Чем богаче словарь чел ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru