Оборудование: ширма, изобразительные средства, два склеенных ватмана.
Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».
Упражнение «Человек и тень»
Ведущий. Я прошу выйти в круг одного желающего. Это будет водящий, «человек», остальные — «его тень». Водящий делает неожиданные движения, а остальным необходимо правильно их повторить. (Водящим должен побывать каждый ребенок.)
2. Основная часть Дети занимают свои места.
Ведущий. Перед одним из вас лежит большой лист бумаги. Необходимо нарисовать один предмет. После того как участник нарисует предмет, он передаст лист соседу. Но главное, рисовать надо молча, не обсуждая и не подсказывая. Передаем лист до тех пор, пока все не нарисуют на нем свой предмет. Помните, что предметы должны быть разнообразными и не должны повторяться.
(По окончании работы дети смотрят на результат.)
Сейчас я предлагаю дорисовать этот рисунок так, чтобы получилась картина с сюжетом или пейзаж. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получилась картина.
А можно придумать историю или сказку к этой картине?
Кто у нас на картине главный герой? Что с ним может произойти? Есть ли у него друзья, а может, враги? Кто ему поможет, а кто помешает?
(По окончании работы можно предложить детям проиграть сюжет сказки.)
Что вызывало затруднения? Что понравилось? Было ли тяжело рисовать один рисунок на всех?
3. Заключительная часть, как на предыдущих занятиях.
Занятие № 6. «Волшебные краски»
Задачи: сенсорная стимуляция нервных окончаний, развитие мелкой моторики, развитие коммуникативных навыков, сплочение детского коллектива, обучение приемам релаксации.
1. Разогрев
Как на предыдущих занятиях.
2. Основная часть
Ведущий. Примите удобную позу. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Представьте себе, что вы попали в волшебный лес, где растут диковинные цветы, которых вы никогда раньше не видели. Рассмотрите повнимательнее: где они растут, какого они цвета, кто или что их окружает. Одни они там растут или их насколько, есть ли у них там друзья, а может, у них есть родители?
Откройте глаза, вспомните все то, что вы нарисовали в своем воображении.
Наше с вами волшебство на этом не заканчивается. Сейчас мы превратимся в волшебников и сделаем самые настоящие волшебные краски. С помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стремишься.
(Рецепт волшебных красок: 2 ст. л. муки перемешать с солью, растительным маслом, водой. Эту смесь разделить по количеству детей и добавить краски. При работе с подростками в смесь можно добавить клей ПВА, при работе с малышами этого делать не следует.)
А сейчас, когда наши волшебные краски готовы, давайте все вместе молча нарисуем волшебную поляну.
(Дети рисуют. По окончании изобразительной деятельности идет обсуждение.)
3. Заключительная часть.
Занятие № 7.
«Сказка про жителей ладошек, или как стать настоящим микробом»
Задачи: развитие коммуникативных и социальных навыков, наблюдательности; освоение новых ролей.
Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.
1. Разогрев.
2. Основная часть
Ведущий. Сегодня я хочу вам рассказать одну историю. Сядьте поудобнее и слушайте.
Сказка
Учительница вошла в класс, и все дети поприветствовали ее.
— Здравствуйте, — сказала учительница. — Сегодня я хочу прочитать вам историю. Но сначала посмотрите внимательно на свои ладошки. Что вы видите? А жителей ладошек вы видите? Нет? А на самом деле на каждой ладошке, на столе, стуле, карандаше, ручке, на каждом вашем пальчике живет огромное количество мельчайших существ. Они такие маленькие, что их можно рассмотреть только в очень сильный микроскоп. А зовут их микробы. Среди них, как и среди людей, есть хорошие и есть плохие, есть взрослые и есть дети. Есть мальчишки и девчонки — почти такие же, как и вы.
Так вот, на одной ребячьей ладошке жил самый обычный микроб, и звали его Микрошка. У него были папа и мама — микробы, и учился он в микробной школе, чтобы стать настоящим микробом, как говорил папа.
Микрошка был веселым, но скромным и даже стеснительным. И ему иногда очень хотелось, чтобы на переменке другие микрошки обращали на него побольше внимания. Или чтобы учительница на занятиях почаще смотрела на него, побольше его хвалила. Но как добиться этого, он не знал. И придумал он тогда вот что.
Подкрадется на перемене к девчонке и за косичку ее как дернет. Или к товарищу подойдет сзади, толкнет и давай смеяться. Веселый был. Еще любил он подножки ставить, треснуть, как следует, а еще лучше — как-нибудь обозвать. Из-за этого ребята старались с ним не водиться. А что же на уроках? А на уроках учительница стала на него больше внимания обращать, но не потому, что хотела похвалить, а потому, что ей приходилось делать ему замечания. Микрошка мог на уроке закричать во весь голос или весь урок машинки да самолетики рисовать. Мог и учительнице нагрубить.
Полезная информация:
Обучение и развитие. Уровни умственного развития
Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что: а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностн ...
Особенности обучения одарённых детей
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастн ...
Развитие фонематической системы у дошкольников с ОНР
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженны ...