Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Образование и воспитание » Дидактические игры как средство развития количественных представлений у детей 5 года жизни » Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Страница 9

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей средней группы.

Заключение

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака – важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Для понимания независимости количества предметов от их несущественных свойств необходимо осмысление детьми противоречий между внешними признаками предметов, познаваемыми визуально, и числовыми, познаваемыми на основе счета. По мнению Ж. Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить.

В работах психологов и математиков-методистов выявлена также зависимость воспроизведения детьми количества (адекватность, неадекватность) от способа расположения предметов в пространстве: линейного и в виде числовой фигуры.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Диагностика сформированности количественных представлений в констатирующем эксперименте показала, что дети испытывают значительные трудности в таких задачах, как:

счёт наизусть;

счёт предметов;

определение порядкового места предмета;

различение и название цифр.

Было подобрано 5 сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы на основе программы «Детство».

В результате использования сюжетно-дидактических игр удалось сформировать у детей представления о счете наизусть, о порядковом счете, о счете предметов, различение и название цифр, умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки.

Во время проведения опытно-экспериментальной работы возникли трудности в работе при формировании у детей умения определять порядковое место предмета, различать и называть цифры.

По некоторым программным задачам дети находились на уровне программы 2 младшей группы, и в процессе проведения сюжетно-дидактических игр трудно было перестраиваться на другой, более низкий уровень, если дети не понимали смысл вопроса. Это убеждает в том, насколько важно учитывать возраст детей.

Исходя из результата проведенного педагогического эксперимента, сделан вывод, что сюжетно-дидактические игры могут быть эффективными в том случае, если:

сюжетно-дидактические игры интересны детям дошкольного возраста и имеют существенное значение в математическом развитии детей, в частности в формировании количественных представлений;

будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;

будет проводиться работа с воспитателями, родителями;

работа по формированию у детей количественных представлений будет проводиться не только фронтально, но и с подгруппой детей и индивидуально;

будет последовательная, систематическая работа по формированию количественных представлений, не только на занятиях, но и вне занятий;

Протокол проведения диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы. Наглядный материал (констатирующий эксперимент)

И.Ф. ребёнка

Время

1 задание.

1

Кирилл А

17.40 -17.42

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

2

Настя Д.

16.15-16.17

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

3

Кирилл Е.

16.25-16.28

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

4

Галя К.

15.45-15.46

Справился с заданием быстро и правильно.

5

Даша К.

18.20-18.23

Справился с заданием быстро и правильно.

6

Надя К.

17.45-17.47

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

7

Стёпа К.

16.50-16.53

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

8

Вадим Л.

18.18-18.19

Справился с заданием быстро и правильно.

9

Стас М.

18.15-18.17

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

10

Саша М.

16.30-16.35

Справился с заданием быстро и правильно.

11

Андрей Н.

17.15-17.19

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

12

Олег О.

18.10-18.12

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

13

Максим П.

17.35-17.36

Справился с заданием быстро и правильно.

14

Рома П.

18.04-18.06

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

15

Ваня П.

18.00-18.01

Справился с заданием быстро и правильно.

16

Миша П.

16.05-16.09

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

17

Ваня С.

17.50-17.53

Справился с заданием быстро и правильно.

18

Саша С.

16.40-16.43

Справился с заданием быстро и правильно.

19

Федя Ф.

17.25-17.26

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

20

Карина Ч.

15.48-15.49

Справился с заданием быстро и правильно.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Полезная информация:

Типология семьи. Семейные отношения
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога и социального работника отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной ада ...

Характеристика климатических условий юга Кыргызской Республики
Показатели жизнедеятельности организма подвержены влиянию географических факторов и в особенности регионов среднегорья с высокой внешней температурой окружающей среды. Климато – географические особенности региона при построении физического воспитания являются предметом специального изучения где исс ...

Понятие преобразования
Изложение теории геометрических преобразований начнём с общих определений. Определение. Отображением f множества X в множество Y называется такое соответствие, при котором каждому элементу x множества X соответствует вполне определённый элемент y множества Y. Oобозначение.f: X Y Элемент y называетс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru