Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Образование и воспитание » Дидактические игры как средство развития количественных представлений у детей 5 года жизни » Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Страница 9

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей средней группы.

Заключение

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака – важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Для понимания независимости количества предметов от их несущественных свойств необходимо осмысление детьми противоречий между внешними признаками предметов, познаваемыми визуально, и числовыми, познаваемыми на основе счета. По мнению Ж. Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить.

В работах психологов и математиков-методистов выявлена также зависимость воспроизведения детьми количества (адекватность, неадекватность) от способа расположения предметов в пространстве: линейного и в виде числовой фигуры.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Диагностика сформированности количественных представлений в констатирующем эксперименте показала, что дети испытывают значительные трудности в таких задачах, как:

счёт наизусть;

счёт предметов;

определение порядкового места предмета;

различение и название цифр.

Было подобрано 5 сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы на основе программы «Детство».

В результате использования сюжетно-дидактических игр удалось сформировать у детей представления о счете наизусть, о порядковом счете, о счете предметов, различение и название цифр, умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки.

Во время проведения опытно-экспериментальной работы возникли трудности в работе при формировании у детей умения определять порядковое место предмета, различать и называть цифры.

По некоторым программным задачам дети находились на уровне программы 2 младшей группы, и в процессе проведения сюжетно-дидактических игр трудно было перестраиваться на другой, более низкий уровень, если дети не понимали смысл вопроса. Это убеждает в том, насколько важно учитывать возраст детей.

Исходя из результата проведенного педагогического эксперимента, сделан вывод, что сюжетно-дидактические игры могут быть эффективными в том случае, если:

сюжетно-дидактические игры интересны детям дошкольного возраста и имеют существенное значение в математическом развитии детей, в частности в формировании количественных представлений;

будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;

будет проводиться работа с воспитателями, родителями;

работа по формированию у детей количественных представлений будет проводиться не только фронтально, но и с подгруппой детей и индивидуально;

будет последовательная, систематическая работа по формированию количественных представлений, не только на занятиях, но и вне занятий;

Протокол проведения диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы. Наглядный материал (констатирующий эксперимент)

И.Ф. ребёнка

Время

1 задание.

1

Кирилл А

17.40 -17.42

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

2

Настя Д.

16.15-16.17

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

3

Кирилл Е.

16.25-16.28

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

4

Галя К.

15.45-15.46

Справился с заданием быстро и правильно.

5

Даша К.

18.20-18.23

Справился с заданием быстро и правильно.

6

Надя К.

17.45-17.47

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

7

Стёпа К.

16.50-16.53

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

8

Вадим Л.

18.18-18.19

Справился с заданием быстро и правильно.

9

Стас М.

18.15-18.17

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

10

Саша М.

16.30-16.35

Справился с заданием быстро и правильно.

11

Андрей Н.

17.15-17.19

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

12

Олег О.

18.10-18.12

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

13

Максим П.

17.35-17.36

Справился с заданием быстро и правильно.

14

Рома П.

18.04-18.06

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

15

Ваня П.

18.00-18.01

Справился с заданием быстро и правильно.

16

Миша П.

16.05-16.09

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

17

Ваня С.

17.50-17.53

Справился с заданием быстро и правильно.

18

Саша С.

16.40-16.43

Справился с заданием быстро и правильно.

19

Федя Ф.

17.25-17.26

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

20

Карина Ч.

15.48-15.49

Справился с заданием быстро и правильно.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Полезная информация:

Применение компьютерных технологий при обучении учащихся физике
Профессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. Роль его заключается в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. И реализовать ...

Двухпредметная система “погружения”
Данная модель концентрированного обучения заключается в том, что в течение нескольких дней “каждый класс в отдельности занимается только двумя предметами”. “Учебный день состоит из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока — 120 минут (4 урока по 30 минут), пе ...

Понятие о лексической сочетаемости слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru