Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод и т.д. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного произведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому многие психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которых ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребёнком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.
Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные счётные и измерительные действия.
Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять её смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Самостоятельно сделать это ребёнок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребёнок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.
Для практического применения математических знаний педагог организует следующие сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Почта», «Зоопарк», «Подготовка к открытию детского сада», «Газетный киоск», «Книжный магазин», «Цирк», «Путешествие в дальние страны», «Телеграф-телефон», «Бензозаправочная станция».
Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счётом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своём опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и поэтому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребёнок может только с помощью воспитателя.
Таким образом, играя, в сюжетно-дидактические игры дети, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Полезная информация:
Понятие «культура», «физическая культура»
"Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" (П.К. ...
Защита прав особая проблема государства и общества в целом
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития ...
Высшее учебное заведение, его задачи и структура
1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. 2 ...