Развитие коммуникативной функции речи

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи.

Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок начав высказывание, не может его закончить.

В целом, общение этих детей происходит в рамках стандартных ситуаций, так как именно этот тип мышления у них является преобладающим (здесь и сейчас). Их речь часто бывает малопонятна окружающим, что создает дополнительные трудности в вопросе коммуникации.

Дети с интеллектуальными нарушениями используют для коммуникации не только речь, но и все доступные им способы, при которых они могут привлечь внимание к себе и к своим проблемам. Это могут быть определенные жесты, звуки, понятные только тем людям, которые близко контактируют с ребенком, это могут быть какие-то определенные формы поведения и т.д.

Но развитие именно речевой коммуникации у этих детей нуждается в постоянной стимуляции, что необходимо учитывать тем, кто постоянно работает или просто находится с ребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему или не к нему, необходимо многократно повторять одни и те же речевые инструкции, фразы, короткие и ясные, которые ребенок мог бы в последствии повторить и запомнить. Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых детей – это долгий и кропотливый процесс.

Итак, выше были рассмотрены основные аспекты развития речи детей с нормальным и отклоняющимся умственным развитием.

Основной вывод, который можно сделать – это то, что без специального обучения и развития речь детей с нарушенным интеллектом не будет развиваться. Все то, что нормальный ребенок усваивает произвольно, в процессе общения и игры, умственно отсталый ребенок может усвоить только в процессе долгого и упорного обучения. Причем далеко не всегда возможно приблизить уровень развития речи к норме. Это зависит от характера первичного нарушения, от структуры дефекта, от компенсаторных возможностей данного ребенка с конкретным нарушением.

В арсенале дефектологов, логопедов и других специалистов, работающих с умственно отсталыми детьми существует множество методик, приемов и способов, помогающих развить речь этих детей. На эту тему проведено множество исследований и написано много полезных книг. Но без упорного, продолжительного труда, а главное без основополагающих знаний о развитии речи и других психических функций умственно отсталых детей невозможно добиться успешных результатов в коррекционной работе с ними. Именно поэтому мною была рассмотрена данная тема и литература по этому вопросу.

Полезная информация:

Развитие лексико-грамматического строя речи
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Остановимся кратко на хар ...

Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило со ...

Характеристика качеств навыков чтения
Чтение — важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития детей. В чтении, как и в любой деятельности, выделяются такие основные компоненты, как мотивационно-целевой, исполнительный и контрольный. Под моти ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru