Развитие коммуникативной функции речи

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи.

Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок начав высказывание, не может его закончить.

В целом, общение этих детей происходит в рамках стандартных ситуаций, так как именно этот тип мышления у них является преобладающим (здесь и сейчас). Их речь часто бывает малопонятна окружающим, что создает дополнительные трудности в вопросе коммуникации.

Дети с интеллектуальными нарушениями используют для коммуникации не только речь, но и все доступные им способы, при которых они могут привлечь внимание к себе и к своим проблемам. Это могут быть определенные жесты, звуки, понятные только тем людям, которые близко контактируют с ребенком, это могут быть какие-то определенные формы поведения и т.д.

Но развитие именно речевой коммуникации у этих детей нуждается в постоянной стимуляции, что необходимо учитывать тем, кто постоянно работает или просто находится с ребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему или не к нему, необходимо многократно повторять одни и те же речевые инструкции, фразы, короткие и ясные, которые ребенок мог бы в последствии повторить и запомнить. Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых детей – это долгий и кропотливый процесс.

Итак, выше были рассмотрены основные аспекты развития речи детей с нормальным и отклоняющимся умственным развитием.

Основной вывод, который можно сделать – это то, что без специального обучения и развития речь детей с нарушенным интеллектом не будет развиваться. Все то, что нормальный ребенок усваивает произвольно, в процессе общения и игры, умственно отсталый ребенок может усвоить только в процессе долгого и упорного обучения. Причем далеко не всегда возможно приблизить уровень развития речи к норме. Это зависит от характера первичного нарушения, от структуры дефекта, от компенсаторных возможностей данного ребенка с конкретным нарушением.

В арсенале дефектологов, логопедов и других специалистов, работающих с умственно отсталыми детьми существует множество методик, приемов и способов, помогающих развить речь этих детей. На эту тему проведено множество исследований и написано много полезных книг. Но без упорного, продолжительного труда, а главное без основополагающих знаний о развитии речи и других психических функций умственно отсталых детей невозможно добиться успешных результатов в коррекционной работе с ними. Именно поэтому мною была рассмотрена данная тема и литература по этому вопросу.

Полезная информация:

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...

Экспериментальное исследование и развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с зпр средствами игры
Для изучения познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР средствами игры было проведено экспериментальное исследование. На этапе констатирующего эксперимента проводилось диагностическое обследование в виде игры, направленное на выявление познавательной деятельности у дошкольников с ...

Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режис ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru