Третий год жизни. Характеристика возраста

Образование и воспитание » Ведущая деятельность в раннем возрасте » Третий год жизни. Характеристика возраста

Страница 3

К предметным действиям ребенок переходит от манипуляций с предметами. Манипуляции учитывают только внешние свойства вещей независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем твердым, сжимает все мягкое. Теперь ему нужно на­учиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые.

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослых. Дети сна­чала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овла­девают самой «техникой» его употребления.

Мать причесывает Андрея щеткой для волос. Затем дает щетку ему в руки, направляет его руку со щеткой к его волосам, и они вместе производят дей­ствия причесывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев щетку для волос, берет ее правильно за ручку, направляет к своей голове и делает не­сколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикаса­ется к волосам тыльной поверхностью щетки, и, конечно, никакого причесыва­ния не происходит. (Из наблюдений Д. Б. Эльконина.)

На втором году жизни (и, примерно, до середины третьего) дети усваивают представления об употреблении большинства окру­жающих простых предметов. Это ведет к возникновению тесной связи действия с предметом: каждый предмет ребенок стремится использовать по назначению. Разница между отношением к пред­мету в период, когда действия ребенка еще манипулятивны, и в период, когда он овладевает предметной деятельностью, хорошо видна из следующих примеров, показывающих, как дети разного возраста употребляют носовой платок.

Таня Кладет носовой платок на пол и растягивает; берет за кон­цы и надевает на голову; накрывает им деревянные грибки; всовывает его в кармашек, вынимает и всовывает в грибок; прикасается платком к разным частям лица; делает им трущие движения по лицу («вытирается»); делает им трущие движения по креслу («вытирает пыль»), (Из наблюдений Р. Я. Лехтман-Абрамович.)

Детям третьего года жизни давали носовой платок и предлагали исполь­зовать его как полотенце, салфетку и тряпку для вытирания стола. Как пра­вило, дети отказывались это делать.

Сережа. На предложение вытереть носовым платком стол отве­тил: «Нельзя быть тряпкой. Только платком мне и кукле», (Из наблюдений В. Я. Кисленко.)

Связь действия с предметом состоит также в том, что каждое известное ребенку действие он может выполнить только с тем предметом, который для этого предназначен.

Когда детям двух лет, уже умевшим пользоваться расческой и чашкой, предлагали «причесаться» палочкой или «попить» из кубика, они не могли этого сделать. Не могли они и просто показать рукой без предмета, как причесываются и пьют.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой). Такое «от­деление» действия от предмета — обязательная предпосылка воз­никновения игры.

Техника предметных действий.

Усвоение техники выполнения предметных действий — трудный и длительный процесс. В ран­нем возрасте ребенок может научиться самостоятельно, выполнять только самые простые из них. Это — еда ложкой, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, на­девание некоторых простых частей одежды, разборка и склады­вание пирамидки из 4—5 колец и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии
И в норме и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс, который имеет как схожие черты, так и определенные отличия. Но последовательность, с которой осуществляется овладение детьми грамматическим строем протекает в русле общих закономерностей и взаимообусло ...

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Психологические особенности детей дошкольного возраста проявляются в различных ситуациях. Но давайте обо всем по порядку. Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базо ...

Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Целью нашего исследования является изучение состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1.Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. 2. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru