Третий год жизни. Характеристика возраста

Образование и воспитание » Ведущая деятельность в раннем возрасте » Третий год жизни. Характеристика возраста

Страница 2

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку ог­ромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относитель­ную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собствен­ных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрос­лого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает при­обретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается к взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение с взрослым остается важ­нейшим параметром предметной деятельности ребенка.

На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельности, которая лишь намечалась на предыду­щем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со зна­комыми и малознакомыми предметами, то игровая - предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предмет­ными действиями ребенок овладевает и теми психическими дей­ствиями и качествами, которые для этого необходимы.

Признаки предметного действия.

Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок, созданы людьми и созданы для определенной цели: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку надевают на голову, а ботин­ки— на ноги. Это — общепринятые способы их употребления. (2; 50)

Способ употребления предметов на них не написан. Ребенок не может «открыть» его самостоятельно. Это происходит только под руководством и по примеру взрослых.

Связь действия с предметом.

Предметы, которые окружают ре­бенка и с которыми он учится действовать, различаются между собой по внешнему виду, употреблению и, что очень важно,— по тому, каким образом и насколько твердо закреплено за ними определенное назначение.

Значительная часть предметов в самом своем устройстве как бы «несет» свое назначение. Это, прежде всего, предметы-орудия, которые служат для воздействия на другие предметы и материа­лы. К ним относятся ложка, вилка, расческа, молоток, лопата, совочек, карандаш, кисть и многие другие. Это также одежда, обувь, посуда, различные вместилища (коробки, ящики, шкафы) и т. п. Очень тесно связано устройство и назначение предметов в некоторых видах игрушек: матрешках, пирамидках, которые слу­жат для того, чтобы их разбирать и собирать. (Они так и назы­ваются — сборно-разборные игрушки.)

Другие предметы по своему устройству и внешним свойствам могли бы служить для самых разных целей, но их употребление определено правилами, нарушать которые не разрешается. Так, полотенце, носовой платок, салфетка и тряпка для пыли могут быть очень похожи друг на друга, но нельзя полотенцем вытирать нос. Есть и такие предметы, которые могут употребляться по-разному в зависимости от обстоятельств. Это — палочки, строи­тельный материал и некоторые игрушки. (2; 51)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Возрастная динамика длины и веса тела
Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1). Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за врем ...

Изучение особенностей организации семейного, оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста
Цель – изучить особенности организации семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Проанализировать педагогическую документацию ДОУ. 1. Составить и провести анкетирование с родителями по особенностям организации оздоровительного досуга с детьми старшего дошк ...

Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы
Высшее учебное заведение – (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах. Классический статус На сегодняшний день в России существует три вида высш ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru