Работа социального педагога по формированию ученического коллектива

Образование и воспитание » Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива » Работа социального педагога по формированию ученического коллектива

Страница 2

Не менее важной задачей является формирование устойчивой нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношений в ученическом коллективе. Сплочение коллектива на уровне норм и ценностных ориентаций происходит по мере того, как учащиеся все активнее объединяются между собой в совместной общественно-полезной деятельности, которая препятствует замкнутости коллектива и включает его в более широкие связи и отношения. В этой деятельности группа сплачивается и объединяется с другими коллективами - так закладывается фундамент ее последующего развития.

Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности. В ходе этого развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности самой предметной деятельности все в большей степени разделяются отдельными индивидами потому, что они включены в их совместную деятельность. Особое значение здесь приобретает сочетание общественной направленности совместной деятельности ученического коллектива с ее эмоциональной привлекательностью.

После того, как достигнуто мотивационно-целевое сплочение коллектива, можно приступать к следующей задаче - поиску единства мнений относительно путей и средств достижения поставленных целей. Сначала коллектив обсуждает пути и средства предстоящей работы, составляет единый план действий. На этой основе вырабатываются способы общения и взаимодействия, обеспечивающие последующее развитие коллектива и эффективность его работы.

Одним из кардинальных вопросов в процессе формирования коллектива учащихся является коррекция психологического климата в нем. В данном случае можно говорить об основных (традиционных) и специальных (вспомогательных) средствах управления психологическим климатом. К основным средствам относятся: материально-бытовые условия, четкая организация учебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива, традиции коллектива, характер руководства коллективом, соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива, стиль взаимоотношений и другие.

Специальные средства представлены следующими видами воздействия: педагогические ситуации, в частности, создание ситуации успеха на занятиях; педагогические игры создание эстетически привлекательных условий для совместной деятельности, направленных на повышение жизненного тонуса членов коллектива и общего уровня активности; создание благоприятной психологической атмосферы, при которой каждая личность чувствует себя защищенной и не боится максимально проявить свои способности.

Таким образом, формирование коллектива - это сложный и многоплановый процесс, который связан с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в системе внутриколлективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важным является понимание того, что коллектив - это динамическая система, в которой постоянно происходят какие-то изменения. Тем не менее, формирование коллектива - это, безусловно, педагогически управляемый процесс, эффективность которого во многом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно социальный педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Гигиена спортивной одежды и обуви
Одежда и обувь, специально предназначенные для занятий физическими упражнениями, должны обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности организма в различных метеорологических условиях и соответствовать правилам гигиены. Гигиенические требования к спортивной одежде. Она должна поддерживать опт ...

Подбор игрового материала
Подбор игрового материла для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и ...

Пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя иностранного языка. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, пос ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru