Работа социального педагога по формированию ученического коллектива

Образование и воспитание » Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива » Работа социального педагога по формированию ученического коллектива

Страница 1

Проблема формирования и развития коллектива - одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определенными взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив является важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека.

Наличие сильного, дееспособного коллектива справедливо принято считать критерием оценки воспитательной работы любого образовательного учреждения. Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, продолжает выступать фактором формирования социальной сущности индивида. Кроме того, сегодня, когда происходит решительная смена образовательных парадигм, задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие и гражданские ценности, могут быть успешно реализованы только при активной творческой деятельности коллективов.

Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.

Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:

поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

учетом личностных особенностей каждого учащегося;

реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся;

использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:

специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;

деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;

организация и проведение общественных мероприятий и т.д.

Важнейшее условие формирования - интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

4) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает в два этапа:

сбор информации о коллективе и входящих в него членах;

2) организация адекватных его состоянию воздействий, главная цель которых - оптимизация влияния коллектива на личность каждого отдельно взятого члена и совершенствование коллектива.

Коллектив - это не просто система, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Социальный педагог должен менять тактику управления по мере развития коллектива. Не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокой эффективности социальный педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив педагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Диагностика развития предметной деятельности
При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познава­тельная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку харак­терной чертой предметной деяте ...

Выборочное обследование
Чтобы обеспечить успех полевых работ, важно представлять себе характер всей совокупности изучаемых объектов. Термин совокупность означает все элементы некоторой группы, например совокупность кокосовых пальм в Западной Африке или автомобилей в Великобритании. Одна из основных трудностей, с которыми ...

Умение исследовать в системе специальных знаний
Умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач, ибо выполнение каждого сложного действия выступает для ученика как решение задачи. Исследовательские умения можно разделить на общи ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru