Работа социального педагога по формированию ученического коллектива

Образование и воспитание » Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива » Работа социального педагога по формированию ученического коллектива

Страница 1

Проблема формирования и развития коллектива - одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определенными взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив является важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека.

Наличие сильного, дееспособного коллектива справедливо принято считать критерием оценки воспитательной работы любого образовательного учреждения. Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, продолжает выступать фактором формирования социальной сущности индивида. Кроме того, сегодня, когда происходит решительная смена образовательных парадигм, задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие и гражданские ценности, могут быть успешно реализованы только при активной творческой деятельности коллективов.

Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.

Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:

поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

учетом личностных особенностей каждого учащегося;

реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся;

использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:

специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;

деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;

организация и проведение общественных мероприятий и т.д.

Важнейшее условие формирования - интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

4) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает в два этапа:

сбор информации о коллективе и входящих в него членах;

2) организация адекватных его состоянию воздействий, главная цель которых - оптимизация влияния коллектива на личность каждого отдельно взятого члена и совершенствование коллектива.

Коллектив - это не просто система, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Социальный педагог должен менять тактику управления по мере развития коллектива. Не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокой эффективности социальный педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив педагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Принципы управления движениями
В преподавании современного танца необходимо учитывать принципы управления движений, которые являются главной частью визуального восприятия манеры и стиля исполнения. Движение – перемещение тела или отдельных частей тела в пространстве – составная часть физических упражнений. Выполнение движений по ...

Методы и принципы воспитания
Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия н ...

Значение изучения иностранного языка
Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь­ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран­ного языка закладывает основы иноязыч­ной речевой деятельности, явл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru