Обучение графике в восьмом классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся возрастные особенности учащихся, их жизненный и трудовой опыт, а следовательно, несравненно более сознательные мотивы учения, потребность в приобретении знаний Поэтому, анализируя стоящие перед ним задачи, учитель графики должен для каждого планируемого урока продумать его оптимальную структуру, наиболее полноценно отвечающую целям, стоящим перед уроком. Предстоящий урок в большой степени зависит от того места, которое он будет занимать в ряду уже проведенных занятий, то есть в целой системе их, осуществляемой в течение учебного года, от уже достигнутого уровня знаний и практических навыков, от характера и объема знаний, который еще предстоит изложить учащимся. При этом учитель будет опираться на достаточно широкий кругозор своих учащихся, на возможности самостоятельного приобретения ими знаний по учебнику или научно-популярной и технической литературе.
В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Так, например, различают следующие типы уроков:
а) урок изучения нового материала;
б) урок закрепления знаний, умений и навыков; в) повторительно-обобщающий урок;
г) объединенный, или комбинированный, урок.
Применительно к урокам черчения наиболее употребительной является форма так называемого комбинированного урока, где наряду с объяснением учителя в качестве важной составной части выступает и проведение практической работы, как формы закрепления полученных знаний, и необходимые пояснения к выполнению домашней работы с использованием учебного пособия.
Рассмотрим основные организационные принципы уроков черчения, которые можно условно свести к схеме (см. схему 1), на которой выделяются три подпрограммы с составляющими их элементами:
1. Оптимальная программа по учебному курсу.
В приложении к учебной программе принцип оптимизации означает определение (выбор) наилучшего из возможных вариантов управления процессом обучения. Дело в том, что всегда существовал сложнейший вопрос учебного процесса - определение действительно необходимого объема знаний, которые должен приобрести ученик в процессе обучения. Противоречия учебного процесса, заключающиеся, прежде всего, в противоречии между объемом информации, который предписывается программой, и действительными требованиями подготовки к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, носит зачастую эмпирический характер. Возможность передачи как можно большего объема информации за ограниченное время требует от учителя постоянного совершенствования методики преподавания.
Нельзя с достаточной достоверностью сказать, сколько времени учащимся данного класса, а вернее, каждому ученику нужно на решение той или иной задачи, на изучение страницы учебника, выполнении графических заданий и т.п.
Схема 1
Без накопления данных, характеризующих производительность труда в учебном процессе, без выявления факторов, позволяющих управлять ею, не могут быть определены исходные данные для совершенствования учебного процесса. Некоторые основные факторы перечислены в упомянутой выше схеме.
2. Программа графических действий и операций.
Полезная информация:
Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического
развития детей
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал. Такие ...
Разработка и проведение эксперимента по обучению детей счету
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков счета включает в себя несколько этапов: - подготовка проведения эксперимента; -констатирующий срез по выявлению уровня сформированности счетных навыков у детей среднего дошкольного возраста; - формирующий ...
Модели образования
История зафиксировала различные модели образования, каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. Кратко перечислим основные. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государств ...