Групповые формы учебной работы

Страница 2

Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: “С кем бы вы хотели работать в одной группе?”. Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач.

Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно и результативность.

Нужно отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуществах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал, как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых — групповая. Слабые учащиеся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20—30 процентов больше, чем при фронтальной форме.

Однако в школьной программе преобладает, как мы уже отмечали, фронтальная форма. Желая подтянуть отстающих, учителя работают с ними индивидуально. Такой подход очень важен, но оказывается, что больше всего в индивидуальной форме работы нуждаются сильные учащиеся, опережающие своих одноклассников. А для слабоуспевающих предпочтительнее всего групповая форма, не исключая необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

объяснение цели предстоящей работы;

деление учащихся на группы;

раздача заданий для групп;

контроль за ходом групповой работы;

попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

после отчета групп о выполненном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки;

оценка работы учащихся.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые:

звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся;

бригадная форма организует деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся;

кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания;

дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредовано через звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Разработка урока по теме: «Интерьер детской комнаты»

Тема урока: Интерьер детской комнаты.

Цель: Изучить особенности и требования к проектированию интерьера детской комнаты.

Задачи:

Образовательная: изучение задач проектирования детской комнаты с учетом возрастных особенностей и потребностей ребенка; определение требований к проектированию интерьера детской комнаты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): 1 Общепрофессиональными компетенциями: - способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2 ...

Классификация методов обучения по источнику получения знаний
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения форми ...

Предложения школьного курса информатики
Основные направления совершенствования профильного обучения информатике в старших классах общеобразовательной школы. 1. Развитие содержания профильного обучения информатике: содержание профильного обучения информатике в конкретном образовательном учреждении должно быть "подчинено" задачам ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru