Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии

Образование и воспитание » Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории » Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии

Страница 1

Зна­че­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ре­ше­нии по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ных за­дач обу­че­ния ис­то­рии ши­ро­ко и раз­но­сто­рон­не. От­сю­да раз­но­об­раз­на и ме­то­ди­ка ее при­ме­не­ния.

Бы­ва­ют уро­ки, ко­то­рые мож­но поч­ти це­ли­ком по­стро­ить на ма­те­риа­ле ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти урок в пя­том клас­се по кур­су древ­не­го ми­ра «По­эмы Го­ме­ра «Илиа­да» и «Одис­сея»». Или урок в седь­мом клас­се по те­ме «Раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва», ко­гда часть уро­ка от­во­дит­ся изу­че­нию кни­ги А. Н. Ра­ди­ще­ва «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву». Или «Дви­же­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом Емель­я­на Пу­га­че­ва» по по­вес­ти А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская доч­ка». Та­кие уро­ки не­со­мнен­но про­хо­дят «на ура». Но го­то­вить их край­не слож­но, т. к. при­хо­дит­ся из боль­шо­го про­из­ве­де­ния тща­тель­но от­би­рать ма­те­ри­ал, со­став­лять из не­го строй­ный рас­сказ, не за­бы­вая при этом о пла­не уро­ка и учи­ты­вая вре­мя.

Не­сколь­ко про­ще вклю­чить об­ра­зы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в из­ло­же­ние на уро­ке. И то­гда ма­те­ри­ал ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния вос­при­ни­ма­ет­ся не как ли­те­ра­тур­ная ци­та­та, а как не­от­де­ли­мый эле­мент кра­соч­но­го из­ло­же­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в седь­мом клас­се по те­ме «Пол­тав­ская бит­ва», опи­сы­вая ре­шаю­щий мо­мент сра­же­ния, я все­гда ци­ти­рую Пуш­ки­на:

«И с ни­ми цар­ские дру­жи­ны

Со­шлись в ды­му сре­ди рав­ни­ны:

И гря­нул бой, Пол­тав­ский бой!

В ог­не, под гра­дом рас­ка­лен­ным,

Сте­ной жи­вою от­ра­жен­ным,

Над пад­шим стро­ем све­жий строй

Шты­ки смы­ка­ет. Тяж­кой ту­чей

От­ря­ды кон­ни­цы ле­ту­чей,

Браз­да­ми, саб­ля­ми зву­ча,

Сши­ба­ясь, ру­бят­ся спле­ча.

Бро­сая гру­ды тел на гру­ду,

Ша­ры чу­гун­ные по­всю­ду

Меж ни­ми пры­га­ют, ра­зят,

Прах ро­ют и в кро­ви ши­пят.

Швед, рус­ский — ко­лет, ру­бит, ре­жет.

Бой ба­ра­бан­ный, кли­ки, скре­жет,

Гром пу­шек, то­пот, ржа­нье, стон,

И смерть и ад со всех сто­рон.»

Этот от­ры­вок очень ор­га­нич­но впле­та­ет­ся в рас­сказ, и от это­го урок, не­со­мнен­но, вы­иг­ры­ва­ет.

Очень час­то на уро­ках я ис­поль­зую та­кой при­ем, как крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в пя­том клас­се по те­ме «Ре­ли­гия древ­них егип­тян» уме­ст­но ис­поль­зо­вать пе­ре­сказ кни­ги И. Ра­ка «В цар­ст­ве пла­мен­но­го Ра» (ми­фы Древ­не­го Егип­та).

Кро­ме это­го, ино­гда на уро­ках я ис­поль­зую крат­кие сти­хо­твор­ные ци­та­ты. Они, как пра­ви­ло, сжа­ты, вы­ра­зи­тель­ны, про­из­во­дят силь­ное впе­чат­ле­ние, лег­ко за­по­ми­на­ют­ся. Рас­ска­зы­вая о тя­же­сти Ле­нин­град­ской бло­ка­ды, ци­ти­рую О. Берг­гольц:

«Сто два­дцать пять бло­кад­ных грамм

С ог­нем и кро­вью по­по­лам»

И здесь уме­ст­но вспом­нить вы­ска­зы­ва­ние Воль­те­ра:

«Есть мыс­ли, из ко­то­рых про­све­щен­ный че­ло­век мо­жет из­влечь поль­зу и ко­то­рые, бу­ду­чи креп­ко свя­за­ны в силь­ные сти­хи, лег­ко удер­жи­ва­ют­ся в па­мя­ти»

По­ми­мо крат­кой ци­та­ты на сво­их уро­ках я ис­поль­зую про­стран­ную ци­та­ту опи­са­тель­но­го или по­ве­ст­во­ва­тель­но­го ха­рак­те­ра. При­ме­ра­ми та­ких уро­ков мо­гут быть: вось­мой класс «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние» и чте­ние от­рыв­ка из «Вой­ны и ми­ра» Л. Н. Тол­сто­го; де­вя­тый класс «Рус­ско-япон­ская вой­на» и ци­та­та из ро­ма­на А. Сте­па­но­ва «Порт-Ар­тур» и т. д. Чте­ние на уро­ках от­рыв­ков из ис­то­ри­че­ских ро­ма­нов не толь­ко по­мо­га­ет ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач уро­ка, но и яв­ля­ет­ся од­ним из прие­мов про­па­ган­ды кни­ги. Ведь не сек­рет, что на­ши де­ти сей­час боль­ше за­ня­ты «те­ле­ка­ми», «ви­ди­ка­ми», «со­ни­ка­ми» и т. д. и т. п. Чи­та­ют же они край­не ма­ло. А на та­ких уро­ках уча­щие­ся зна­ко­мят­ся с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки, рас­ши­ря­ет­ся их кру­го­зор, обо­га­ща­ют­ся пред­став­ле­ния о про­шлом.

Но чте­ние боль­ших от­рыв­ков на уро­ке тре­бу­ет вре­ме­ни. По­это­му час­то я ог­ра­ни­чи­ва­юсь на­по­ми­на­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го об­раза ссыл­кой на зна­ко­мое уча­щим­ся ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. При этом точ­но ука­зы­ва­ет­ся кон­крет­ный об­раз, эпи­зод. Та­кие ссыл­ки ожив­ля­ют внут­рен­нюю на­гляд­ность из­ло­же­ния, обо­га­ща­ют вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла, об­лег­ча­ют его ос­мыс­ли­ва­ние уча­щи­ми­ся.

По­жа­луй, сто­ит по­го­во­рить и еще об од­ном из прие­мов ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии. Это раз­бор ли­те­ра­тур­но­го па­мят­ни­ка. Про­во­дит­ся он ли­бо ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ван­но­го чте­ния, ли­бо ме­то­дом раз­вер­ну­той бе­се­ды. Эта ра­бо­та на­по­ми­на­ет раз­бор ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та. Про­чи­ты­ва­ем вслух ис­точ­ник, а за­тем ана­ли­зи­ру­ем его по час­тям, ста­вим во­про­сы. Та­ким ме­то­дом мы раз­би­ра­ем те­му «Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии» в вось­мом клас­се. Раз­би­ра­ем от­ры­вок из «Ев­ге­ния Оне­ги­на», где да­ет­ся опи­са­ние ка­би­не­та Оне­ги­на, в ко­то­ром име­лось:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия. Согласно определению, данному в “Психологическом словаре”- эмоции - это особый класс психических процесс ...

Особенности творческого мышления у младших школьников
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в ...

Процесс формирования навыков
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru