Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику.
Что мы относим к литературным памятникам? Конечно, это произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т. е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора. Поэтому необходим критический подход к художественному произведению. Яркими примерами таких произведений являются «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. Или «Сказание о Мамаевом побоище», посвященное Куликовской битве.
Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т. д.). Эти произведения не являются ни литературными памятниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они могут быть прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т. е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения.
Необходимо, чтобы учащиеся умели различать эти группы произведений. И здесь должна быть четкая позиция учителя. Например, на уроке истории в 8 классе, давая характеристику Макарьевской ярмарке начала XIX века, я прочитаю отрывок:
«… перед ним
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.»
При этом будет отмечено, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Но в то же время, рассказывая о начале Смутного времени на уроках истории в седьмом классе и зачитывая отрывок из «Бориса Годунова», стоит отметить, что Пушкин не являлся современником тех событий.
Необходимо каждый раз на уроках истории воспитывать у учащихся различное отношение к беллетристическим произведениям на исторические темы, с одной стороны, и к литературным памятникам эпохи — с другой, находить в этих произведениях исторический материал, связывая его содержание с событиями прошлого, изучаемыми в курсе истории в школе.
Полезная информация:
Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани
в технике холодного батика
Приспособлениями и инструменты для росписи ткани способом холодного батика. В художественной росписи можно использовать различные ткани: из целлюлозных волокон, такие как хлопок, лен, вискозный шелк; различные виды натурального шелка; ацетатный шелк; ткани из полиэфирных волокон, такие как лавсан, ...
Возможности народной педагогики
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении дете ...
Возрастные особенности учебной деятельности школьников 7-9
классов
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, кото ...