Ме­сто ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии и прин­ци­пы ее от­бо­ра

Образование и воспитание » Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории » Ме­сто ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии и прин­ци­пы ее от­бо­ра

Ос­нов­ные зна­ния по ис­то­рии уча­щие­ся по­лу­ча­ют че­рез рас­сказ учи­те­ля. Ни­ти рас­ска­за про­кла­ды­ва­ют в соз­на­нии де­тей свя­зи с про­шлым на­ро­да и стра­ны. Сло­во учи­те­ля, пре­дель­но точ­ное, пол­ное стре­ми­тель­ной мыс­ли и не­под­дель­но­го чув­ст­ва, во мно­гом пре­до­пре­де­ля­ет ус­пех обу­че­ния. Од­на­ко учи­тель не все­гда на­хо­дит нуж­ную гам­му яр­ких изо­бра­зи­тель­ных средств для кон­крет­ной и об­раз­ной пе­ре­да­чи зна­ний. На по­мощь ему, а зна­чит и уча­щим­ся, долж­ны прий­ти про­из­ве­де­ния пи­са­те­лей и по­этов.

Но при от­бо­ре про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два мо­мен­та. Во-пер­вых, по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ную цен­ность ма­те­риа­ла (т. е. прав­ди­вое из­ло­же­ние ис­то­ри­че­ских яв­ле­ний). С. П. Бо­ро­дин под­чер­ки­вал, что вы­мы­сел «дол­жен на­хо­дить­ся в пре­де­лах ис­то­ри­че­ской и бы­то­вой дос­то­вер­но­сти.» Во-вто­рых, его вы­со­кую ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность.

От­рыв­ки из про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, ис­поль­зуе­мые на уро­ках ис­то­рии, долж­ны в се­бе со­дер­жать:

1. жи­вое изо­бра­же­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, изу­че­ние ко­то­рых пре­ду­смот­ре­но школь­ной про­грам­мой;

2. об­ра­зы ис­то­ри­че­ских дея­те­лей и изо­бра­же­ние на­род­ных масс;

3. кар­тин­ное опи­са­ние об­ста­нов­ки, в ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия про­шло­го.

Т. е. ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра по­мо­га­ет луч­ше ус­ваи­вать ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. Но не ка­ж­дое про­из­ве­де­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но на уро­ке ис­то­рии. Ну­жен тща­тель­ный от­бор.

Полезная информация:

Руководство сюжетно-ролевой игрой
В условиях детского сада игра — одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и занятие. Результаты ...

Методика проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. с детьми дошкольного возраста
Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А.Н. можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте. В детском саду можно использовать время разных режимных моментов исключая 20 минут до еды и 1 час после еды[30]. На прогулке дыхательная гимнастика про ...

Характеристика методик обучения английскому языку на начальном этапе
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны "не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу". Создать реальную обстано ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru