Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека » Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Среди работ, посвященных гражданско-правовому образованию детей дошкольного возраста, известны исследования Е.А.Казаевой. В ее исследованиях конкретизировано понятие «гражданственность» относительно детей дошкольного возраста, которое включает представление о Родине, гражданских правах, обязанностях, уважительное отношение к людям разных национальностей, готовность выполнять обязанности дома и в детском саду.

В процесс воспитания основ гражданственности у старших дошкольников Е.А.Казаева включает три последовательных этапа:

• формирование у детей интереса к родному краю, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей;

• уточнение, систематизация, обобщение, углубление представлений детей;

• закрепление полученных представлений в деятельности, формирование умений применять полученные представления в самостоятельной деятельности, оценивать поступки и действия других людей.

Впервые ознакомление дошкольников с правами человека как самостоятельную исследовательскую проблему поставила С.В.Федотова. Автор убедительно доказала актуальность данной проблемы, показала возможность и целесообразность знакомства дошкольников с правами человека, формирования у них элементарной системы правовых представлений .

С.В.Федотова предложила следующую структуру отбора содержания знаний о правах человека для старших дошкольников: права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни; права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми; права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям, доступным для их познания на уровне элементарных обобщений.

Так же, как и работа Е.А.Казаевой, данное исследование основано на концепции С.А.Козловой: ознакомление дошкольников с правами человека рассматривается С.В.Федотовой в контексте их приобщения к социальной действительности, воспитания планетарного сознания и толерантного отношения к жителям Земли.

В течение многих десятилетий дошкольные общеобразовательные учреждения нашей страны работали по единой типовой программе воспитания и обучения детей. Последняя «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1987) ставила главными целями воспитания детей дошкольного возраста их всестороннее и гармоничное развитие, подготовку к обучению в школе. Обладая таким рядом достоинств, как научность содержания, чёткость структуры, обеспеченность методическими пособиями и рекомендациями, «Типовая программа» до сих пор востребована во многих дошкольных учреждениях страны, хотя она уже не соответствует новой парадигме дошкольного образования.

Поскольку в нашей стране понятия «гражданственность» и «патриотизм» долгое время считались равнозначными и употреблялись как синонимы, в педагогической литературе чаще использовалось понятие «патриотизм». Патриотизм соединял в себе две составляющие: глубокое чувство любви к Родине, преданность общественному строю.

Такая интерпретация «патриотизма» обусловила включение в «Типовую программу воспитания и обучения в детском саду» таких социокультурных сведений о своей стране, как название страны, её главного города, Кремль – место, где работает правительство, название родного города, его своеобразие и достопримечательности, праздничные даты. Детям давались определённые сведения из географии. Рекомендовалось знакомить с образами В.И.Ленина, Н.К.Крупской, М.И.Калинина, Ф.Э.Дзержинского. Дошкольников приобщали к произведениям мастеров художественного творчества – П.И.Чайковского, И.И.Левитана, А.С.Пушкина. Предполагалось сообщать детям сведения о героях труда и героях Великой Отечественной войны.

Концепцией дошкольного воспитания (1989) в рамках демократических изменений в стране провозглашены принципы децентрализации в управлении образованием и свободы выбора образовательных программ, разработки авторских программ. В современной практике дошкольного образования существует большое разнообразие программ. Их можно классифицировать как базовые, реализующие стандарт дошкольного воспитания; парциальные, реализующие приоритетное направление (социальное, речевое, художественное и др.), и региональные, отражающие социокультурные особенности своего региона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах
Общие принципы развивающего обучения конкретизируются в зависимости от специфики изучаемого учебного предмета, в данном случае иностранного (английского) языка. Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и другими ведущими психологами показали, что не любое обучение может дать желаемый ...

Композиция кадра и монтаж видеофильма
Большое влияние на передачу глубины пространства оказывает угол изображения вариообъектива видеокамеры. Широкоугольные (короткофокусные) объективы воспроизводят перспективу с более выраженным сокращением линий, длинофокусные (телеобъективы) - наоборот, ослабляют ощущение глубины пространства тем, ч ...

Применение гимнастики для детей с ДЦП
Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru