Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Страница 5

Обсуждая каждый из поставленных вопросов, учащиеся постепенно приходят к пониманию не только темы сочинения, но и зависимости каждого варианта в раскрытии темы от адресата, предмета сообщения, задачи высказывания и сюжета, которые, в свою очередь, обусловливают выбор языкового материала.

В процессе обучения детей написанию поздравления, письма и отзыва о прочитанном обсуждается с ними необходимость определения получателя сообщения, поскольку выбор адресата в создании высказывания обусловливает не только задачу, но и отбор фактического материала.

Проведем фрагмент работы по обучению второклассников написанию письма.

1. Создание мотива речевой деятельности.

- В жизни бывают разные ситуации: люди уезжают надолго из семьи, из коллектива (класса). Общение между ними не прерывается, особенно когда они любят друг друга, скучают.

Каким образом люди могут общаться на расстоянии? (При помощи письма, телеграммы, могут позвонить.)

Ориентируясь на общеучебную задачу уроков («Учусь выражать свои мысли и чувства в письменной речи»), сформулируйте тему и учебную задачу (УЗ) данного урока. (Письмо. УЗ: учусь писать письмо.)

2. Планирование учебной деятельности.

- Какие вопросы помогут решить УЗ?

Учащиеся записывают вопросы в тетради и в последующем их обсуждают в классе (Что такое письмо? Зачем пишут письма? Кому можно написать письмо? Из чего состоит письмо? О чем можно написать в письме? и др.).

3. Решение УЗ.

- С какого вопроса вы предлагаете начать решение УЗ и почему? (Что такое письмо?)

Дети высказывают свои представления о письме, учитель зачитывает статью из Толкового словаря С.И. Ожегова.

- Зачем пишут письма? Кому?

На доске и в тетрадях появляется следующая запись (см. схему).

- Прочитайте письма русского поэта Е. Боратынского. На какие вопросы вы можете ответить?

А.Ф. Боратынской

(осень 1814 г., Петербург)

Дражайшая маменька!

Я только что получил ваше письмо и не могу не выразить вам радость, которую я ощутил, видя, что вы по-прежнему любите и прощаете мне мои проступки. Мне в самом деле было необходимо это утешение.

Осмелюсь ли я повторить вам мою просьбу касательно морской службы. Я умоляю вас, милая маменька, об этой милости .

Прощайте, милая маменька. Дай бог нам скоро увидеться. Остаюсь вашим покорным слугой, по обычаю, и вашим послушным, нежным, благодарным сыном, по сердцу.

Евгений Боратынский

А.Ф. Боратынской (январь 1818 г., Тамбов)

Мы уезжаем через два часа, любезная маменька, и я хочу сказать дважды прощай этой земле, которая мне так дорога. Что бы там ни говорили - небезразлично, близко ты или далеко от тех, кого любишь. Большие расстояния ужасают и леденят сердце .

Прощайте, любезная маменька. Я живу только надеждой свидеться с вами вновь. Евгений Б.

- Как построено письмо? К кому оно обращено?

Учащиеся работают на карточках с текстом писем и карандашом отмечают структурные компоненты письма, языковые обороты, свойственные данному жанру.

Структура письма:

- обращение;

- общие проблемы;

- событие;

- пожелания;

- прощание.

- Кому будет адресовано ваше письмо сегодня? Выберите адресат.

С какой целью вы хотите написать письмо?

Учащиеся работают в творческих тетрадях, отбирая материал по собственному желанию, но с учетом требований данной работы.

- В какой последовательности вы будете рассказывать о событиях в своем письме?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Цели и задачи обучения искусства батика подростков
Цели обучения искусству батика: _ дать обучающемуся, как можно больше знаний об окружающем мире, открыть для него новые виды творчества; мы должны заинтересовать ребенка, дать ему возможность для его бесконечной фантазии в своём творчестве, для совершенствования, дать предпосылки к развитию креатив ...

Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха
Театрализованная деятельность дошкольников» – достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления. В конце XVIII – начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А проф ...

Анализ и обобщение результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
На контрольном этапе исследования для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, их видения собственного ЗОЖ, включая стремление к ЗОЖ, после проведения ряда мероприятий направленных на формирование ЗОЖ у подростков, мы еще раз предложили им заполнить анкету. Табли ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru