Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Страница 4

Восхищение — птица-осень, золотое платье, королева, солнечные блики.

Тревога, печаль — пронизывающий ветер, листья-монетки улетели, стало холодно, одиноко.

Надежда — придет зима, укроет снегом белая шубка.

3. Выбор типа текста и выстраивание сюжета сочинения.

- Какой вид текста выберете для рассказа березы и почему? (Текст-повествование с элементами описания.)

Что должно быть в структуре текста-повествования?

Самостоятельно продумайте сюжет рассказа и его последовательность в зависимости от типа текста.

В тетрадях ученики записывают свои варианты сюжета. Этот шаг важен с точки зрения понимания ими необходимости последовательного раскрытия темы. Приведем в качестве примера сочинение ученика.

Здравствуйте, я берёзка. Я живу около реки и хочу рассказать, как меняю наряды.

Наступило лето. Я оделась в чудесный изумрудный сарафан, нацепила бархатные, резные листочки. Осенью я поменяла свой наряд на золотой. Я чувствовала себя королевой в этом наряде. Но вот налетел ветер и сорвал мой чудесный наряд. Я испытала чувство грусти, печали, боли и страха. Надеюсь, что придет зима и подарит мне чудесную меховую шубку, а за ней весна, когда я буду снова стоять в прекрасном зеленом наряде.

На последующих уроках продолжается обсуждение с учащимися возможных авторов в написании сочинений, но особо оговариваются задачи каждого рассказчика, поскольку в результате решения задачи могут появиться непохожие тексты как по типу, структуре, так и стилю изложения.

Так, например, рекомендуем провести сочинение по серии сюжетных картинок во II классе (общая тема «Девочка и дельфин»).

3. Знакомство учащихся с вариантами адресатов в процессе раскрытия темы сочинения.

Поскольку речевая деятельность возникает в результате взаимодействия людей между собой, то процесс создания высказывания включает в себя направленность речевого действия, которая выражается в установлении отношений между отправителем и адресатом речевого общения посредством коммуникативной задачи и содержанием высказывания. Человек выражает свои мысли и чувства в устной или письменной речи не в пустом, изолированном пространстве. Он ориентируется на слушателя или читателя, с которым ему хочется поделиться своими размышлениями или мнениями. От того, как воспринято и воспринято ли его сообщение, говорящий (пишущий) решает для себя вопрос присутствия в речевом общении. Отправитель, ориентируясь на речевой опыт адресата, степень его присутствия в речевой ситуации, ставит коммуникативную задачу, подбирает материал для ее решения, в результате чего и появляется высказывание, направленное на собеседника.

В связи с этим представляется необходимым в процессе обучения детей вариативности в раскрытии темы сочинения знакомить их с адресатом, которому будет направлено сообщение.

На уроке сочинения на заданную тему «Рассказ весеннего ручья» во II классе в процессе ее обсуждения учащимся предлагается самостоятельно сформулировать вопросы, помогающие понять тему. Дети ставят вопросы на понимание содержания (О чем?), коммуникативной задачи (Зачем?). Учитель предлагает обсудить вопрос «Кому и что именно может рассказать ручей?». Отвечая на поставленный вопрос, школьники обнаруживают, что отправитель высказывания (ручей) может обращаться с разными адресатами (рекой, ручьем, камушком, морем). На доске и творческих тетрадях учеников появляется следующая запись.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, чт ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
Исследования советских ученых дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость – это не просто «мало ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru