Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Страница 4

Восхищение — птица-осень, золотое платье, королева, солнечные блики.

Тревога, печаль — пронизывающий ветер, листья-монетки улетели, стало холодно, одиноко.

Надежда — придет зима, укроет снегом белая шубка.

3. Выбор типа текста и выстраивание сюжета сочинения.

- Какой вид текста выберете для рассказа березы и почему? (Текст-повествование с элементами описания.)

Что должно быть в структуре текста-повествования?

Самостоятельно продумайте сюжет рассказа и его последовательность в зависимости от типа текста.

В тетрадях ученики записывают свои варианты сюжета. Этот шаг важен с точки зрения понимания ими необходимости последовательного раскрытия темы. Приведем в качестве примера сочинение ученика.

Здравствуйте, я берёзка. Я живу около реки и хочу рассказать, как меняю наряды.

Наступило лето. Я оделась в чудесный изумрудный сарафан, нацепила бархатные, резные листочки. Осенью я поменяла свой наряд на золотой. Я чувствовала себя королевой в этом наряде. Но вот налетел ветер и сорвал мой чудесный наряд. Я испытала чувство грусти, печали, боли и страха. Надеюсь, что придет зима и подарит мне чудесную меховую шубку, а за ней весна, когда я буду снова стоять в прекрасном зеленом наряде.

На последующих уроках продолжается обсуждение с учащимися возможных авторов в написании сочинений, но особо оговариваются задачи каждого рассказчика, поскольку в результате решения задачи могут появиться непохожие тексты как по типу, структуре, так и стилю изложения.

Так, например, рекомендуем провести сочинение по серии сюжетных картинок во II классе (общая тема «Девочка и дельфин»).

3. Знакомство учащихся с вариантами адресатов в процессе раскрытия темы сочинения.

Поскольку речевая деятельность возникает в результате взаимодействия людей между собой, то процесс создания высказывания включает в себя направленность речевого действия, которая выражается в установлении отношений между отправителем и адресатом речевого общения посредством коммуникативной задачи и содержанием высказывания. Человек выражает свои мысли и чувства в устной или письменной речи не в пустом, изолированном пространстве. Он ориентируется на слушателя или читателя, с которым ему хочется поделиться своими размышлениями или мнениями. От того, как воспринято и воспринято ли его сообщение, говорящий (пишущий) решает для себя вопрос присутствия в речевом общении. Отправитель, ориентируясь на речевой опыт адресата, степень его присутствия в речевой ситуации, ставит коммуникативную задачу, подбирает материал для ее решения, в результате чего и появляется высказывание, направленное на собеседника.

В связи с этим представляется необходимым в процессе обучения детей вариативности в раскрытии темы сочинения знакомить их с адресатом, которому будет направлено сообщение.

На уроке сочинения на заданную тему «Рассказ весеннего ручья» во II классе в процессе ее обсуждения учащимся предлагается самостоятельно сформулировать вопросы, помогающие понять тему. Дети ставят вопросы на понимание содержания (О чем?), коммуникативной задачи (Зачем?). Учитель предлагает обсудить вопрос «Кому и что именно может рассказать ручей?». Отвечая на поставленный вопрос, школьники обнаруживают, что отправитель высказывания (ручей) может обращаться с разными адресатами (рекой, ручьем, камушком, морем). На доске и творческих тетрадях учеников появляется следующая запись.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога
Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родите ...

Планы – конспекты уроков по теме «Центральные и вписанные углы»
Урок № 1 Тема: Градусная мера дуги окружности Тип урока: Объяснение нового материала. Методы обучения: наглядный, словесный, практический. Цели урока: обучающая: Ввести понятие градусной меры дуги окружности, центрального угла. Научить решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окру ...

Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ
Из рассмотренного в 1.1 и 1.2 параграфах теоретического материала следует, что формирование культуры потребления телевизионной информации впрямую зависит от способности подростка сохранять субъектность, т.е. от умения самоидентификации своей индивидуальной социальной реальности и противостояния соц ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru