Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Страница 3

Какие чувства испытываешь ты при чтении этих строк?

Выпиши слова из текстов, подтверждающие настроение автора и твои чувства.

Найди в Толковом словаре объяснения слов убор, очарован.

До урока учитель проводит экскурсию в парк или лес с целью организации наблюдений за изменениями осеннего убранства деревьев. В ходе экскурсии выясняется, какие чувства испытывают дети от увиденного, что особенного происходит с деревьями, в чем проявляется волшебство осеннего леса, что может испытывать дерево (береза) в осеннюю пору. Результаты наблюдений (не только изменения в природе, а главное - изобразительные средства языка, передающие чувственное восприятие наблюдаемых изменений) заносятся в творческие тетради в процессе экскурсии. На уроках чтения дети читают стихи, созвучные теме наблюдения, и выписывают изобразительные средства языка, создающие картины природы и передающие чувства и настроения авторов. Такая работа позволяет учащимся накапливать собственный речевой опыт и «видеть» за словом образ, смысл и чувства.

На уроке тема сочинения не предъявляется ученикам в готовом виде. Это обусловлено задачей урока: формировать умение определять границы темы. Сформулировать тему сочинения учащимся помогут предметные картинки, на которых изображена береза в разные времена года: в зеленом уборе, в желтом наряде и обнаженная береза; пословица «Наблюдай, да примечай», а также материалы экскурсии. Анализируя предложенный учебный материал, школьники из возможных тем: «Осенняя береза», «Наряд березы осенью», «Береза осенью», «Прощание с нарядом» - выбирают последнюю, так как именно она наиболее точно отражает представленный фактический материал.

Фрагмент урока.

1. Обсуждение темы и выбор возможного отправителя сообщения.

- О чем можно рассказать по теме «Прощание с нарядом»! (О том, как береза постепенно меняла свой наряд: от зеленого к желтому, от желтого к черно-белому.)

Какую задачу можно решить в своем сочинении по этой теме? (Выразить чувства, переживания в связи с изменением наряда березы.)

А кто может выражать свои чувства, переживания в сочинении?

Этот вопрос ставит школьников в ситуацию нового осмысления возможностей раскрытия темы, так как им предстоит выбрать возможного автора сочинения, который конкретизирует общую коммуникативную задачу (выразить чувства), выберет сюжет повествования, наполнит его лексическим, грамматическим материалом, расставит стилистические акценты.

На доске появляется запись, фиксирующая возможных отправителей сообщения:

2. Корректировка коммуникативной задачи и составление словаря.

- О чем может рассказать автор, если он выступает в роли березы (наблюдателя, исследователя)?

Отвечая на данный вопрос, учащиеся сталкиваются с необходимостью разводить задачу в сочинении, выбирать стилистически оправданную лексику и тип создаваемого текста.

- Какие чувства будет выражать береза в своем рассказе?

Ученики записывают под каждой картинкой слова, ориентируясь на внешний вид и собственное воображение: радость, гордость; восхищение; растерянность, тревога, печаль, боль, надежда.

- Какие слова будет использовать береза в рассказе, чтобы выразить свои чувства?

Этот вопрос позволяет обратить внимание детей на необходимость точного выбора слова в назывании и выражении чувств. В тетрадях появляется следующая запись:

Радость, гордость - красивый, зеленый сарафан; изумрудные листочки; пушистые сережки; прохладная тень в знойный день.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru