Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Страница 7

Для проведения сочинений в I классе не требуется специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

Письменным сочинениям в I классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные пересказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.

Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объединенные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами, учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи. (Приложение 2). Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объединенным темой. Для этой цели используются раздаточные сюжетные картинки по развитию речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Составление предложений по сюжетным картинкам приближает учащихся к связному рассказыванию, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.

Для работы над предложениями, объединенными темой, целесообразно брать те серии сюжетных картинок, которые иллюстрируют знакомые учащимся рассказы и сказки. А так как большинство серий составлено по произведениям, включенным в книги для чтения, то работа с сюжетными картинками органически связывается с чтением и анализом соответствующего произведения. Получив картинки, учащиеся легко соотносят их содержание с сюжетом художественного произведения, с интересом обращаются к его тексту еще и еще раз. Учитель руководит этой работой. Он заранее намечает вопросы к каждой картинке, записывает слова, над которыми надо поработать, организует повторное выборочное чтение к картинке.

Учащимся даются все картинки серии одновременно с заданием расположить их по порядку. Учащиеся рассматривают первую картинку, составляют предложения, руководствуясь вопросами учителя. Лучшее предложение учитель записывает на доске. Таким же образом организуется работа с каждой последующей картинкой. При работе над следующими сериями на доске записываются вопросы и слова. Учащиеся составляют коллективно предложения и выборочно (1-2 предложения) записывают под контролем учителя. Записи предшествует работа по предупреждению орфографических ошибок.

Наряду с работой над предложением, учащихся необходимо учить говорить и писать связно, т.е. излагать мысли в определенном порядке. На первых порах обучения связной речи чрезвычайно полезна работа по восстановлению деформированного текста, составленного на основе сюжетных картинок. В ходе этих упражнений учащиеся практически усваивают правила построения связного текста, а также приобретают опыт работы с сюжетными картинками как источником получения знаний. Основой работы служат сюжетные картинки и соответствующий их содержанию деформированный текст, данный учителем. По сюжетным картинкам учащиеся должны восстановить логическую последовательность предложений, записанных на доске. Следует наметить такой порядок работы:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо прежде всего показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создаетс ...

Духовность как основа личности
До недавнего времени вера и знание, на­ука и религия воспринимались в нашем обществе как антагонистические по своей сути феномены. Однако "законы марксист­ско-ленинской логики" уходят в прошлое, уступая место вдумчивому философско-педагогическому анализу проблематики, за­трагивающей корен ...

Социально – педагогическая программа формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Нами была разработана и апробирована социально – педагогическая программа формирования социально – профессиональной компетенции у студентов учреждений начального профессионального образования. Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев. Формы реал ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru